Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от проекта «Доккино»?
Сообщить о технической проблеме

«Андрей Вознесенский. Последний юбилей». Документальный фильм

Когда-то, почти полвека назад, Вознесенский взрывал своим голосом залы и стадионы: площадь Маяковского, «Политехнический», «Лужники». Тогда, в 60-е, послушать поэзию приходили тысячи человек. «Почему эти люди пришли, они что, с ума сошли?» — спрашивали Вениамина Смехова иностранные коллеги, видя огромные толпы почитателей таланта Вознесенского. Актер отвечал: «Нет, они любят поэзию». — «Так это антисоветские стихи, которые не печатают?» — «Да вы что! Они могут прочесть это в сборнике». — «Тогда чего они пришли?» — «Чтобы слушать». — «Они сумасшедшие», — делали вывод недоумевающие люди.

А Вознесенский был одним из главных героев поколения. Умный, тонкий, небанальный, он знал, как говорить с огромной аудиторией, понимал, что прочесть и как держать зал. В свои 25 он был не просто знаменит — он был кумиром миллионов.

«Ваше вступление в литературу стремительное, бурное. Я рад, что до него дожил», — такие строки написал ему Пастернак. Учитель и наставник Андрея Вознесенского Борис Пастернак благословил его на поэтическую судьбу в юном возрасте.

В середине 60-х Вознесенский стал мировой знаменитостью. Мгновенно прославились не только его стихи, но и неповторимая манера их читать. Не случайно молодой Театр на Таганке обратился к Вознесенскому, чтобы создать первый поэтический спектакль. «Сперва это был поэт и театр, — вспоминает режиссер театра Юрий Любимов. — Андрей читал, а потом мы играли его стихи, как уж я сумел их сделать. Но важно то, что этот спектакль прошел около 800 раз! А я-то думал, что это для любителей». Театр, как и вся страна, возвращался к стихам. А для многих актеров тогда еще молодого и неизвестного Театра на Таганке стихи Вознесенского были окном в новый огромный мир.

Вознесенский первым из микрофонных поэтов «прорубил окно» в Европу. Он выступал во Франции, Италии, Польше, Америке. После легендарной встречи с Хрущевым, который стучал по трибуне, на защиту поэта встал Президент Кеннеди. Вознесенский сразу стал необыкновенно популярен на Западе.

С властью у поэта с властью сложились двойственные отношения. Вроде и за границу пускали, но редко. Его печатали, но чаще не печатали. Каждый его сборник моментально исчезал из магазинов, но критика писала о нем считанные разы. Но, несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников.

В 1981 году в «Ленкоме» состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось». Музыка Рыбникова идеально легла на поэму Андрея Вознесенского «Авось». «Надо отдать должное Алексею Рыбникову, — рассказывает Марк Захаров об этой постановке, — он прочел всего Вознесенского, все строчки, которые тот написал с детства. Я тоже прочел много, но не до такой степени. Спектакль у нас получился славный, принят был удивительно — настолько, что мы с Андреем пошли в Елоховский собор и благодарили те добрые силы, что помогли нам».

Его строчками здоровались и прощались, объяснялись в любви. Он объехал вслед за своими стихами весь мир. И весь мир его принял и перевел. Андрей Вознесенский удостаивался самых престижных европейских и американских наград. А самые значительные персонажи мирового масштаба, приезжая в Советский Союз, неизменно желали познакомиться с поэтом Андреем Вознесенским.

Ученик Пастернака, он создал свой стиль, потому что в самом начале своего пути не сломался, а остался собой, фактически оказался сильнее идеологии. Андрей Вознесенский всегда был дерзким, самоуверенным. Но при этом не боялся экспериментировать, честно признаваться в кризисах и не стыдился меняться.

Документальное кино: самые популярные фильмы

Тематические категории: