Третьяковская галерея представляет новую экспозицию — «Шедевры византийского искусства»
Перекрестный год России и Греции завершает культурный проект, который стартует сегодня в Третьяковской галерее — выставка «Шедевры византийского искусства». Уникальные памятники X-XV веков, собранные из греческих музеев и частных коллекций. Посетители смогут представить историю великой империи, проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.
Артефакты исчезнувшей Византийской империи. Самый ранний — церковный крест X века. Современник Крещения Руси. В центре — другой металл, не оригинальный. Вставка появилась, когда отсюда вырвали реликвию — частицу Креста Господня.
«Мы с вами видим две руки великомученика, которые подняты к Христу. И фигура его здесь хорошо видна, объемна. Он практически как бы выходит с поверхности иконы, с плоскости иконы к нам, к молящимся», — рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.
Куратор выставки у «объемной» иконы — такие появились в XIII веке, после прихода крестоносцев. Столкнулись два христианских мира: западный и восточный. Техника резьбы, одеяния, даже щит у ног Святого Георгия — европейские, а техника росписи — византийская
И это — далеко не все сюрпризы от византийских мастеров. Двусторонние иконы — большая редкость. Например, на этой, конца XIV века, с одной стороны изображено распятие Христа, а с другой стороны — Богоматерь. Такие иконы также называют процессиоными, то есть они участвовали в церковных службах, торжествах, крестных ходах. Но самое интересное другое — искусствоведы предполагают, что и внутри храма они располагались особым образом. Одной стороной были обращены к молящимся, то есть сюда. А другой стороной — внутрь алтаря, к священнослужителям.
Рассохшиеся края, местами утраченные краски, а где-то и намеренно сбитые лица святых потрясают сильнее отреставрированных образов. Эти иконы дышат временем, живут каждой трещинкой, назло всем завоевателям Византии.
«Когда турки взяли Константинополь, они стали уничтожать убранство храмов, обезображивать иконы: выкалывали глаза, лики святых», — рассказывает сотрудник Византийского и Христианского музея Федра Калафати.
Уникальных 18 экспонатов приехали из музеев и частных собраний Греции. Этот визит — ответный: осенью 2016-го в Афинах прошла выставка русских икон. Перекрестный год России-Греции календарно уже завершился, но фактически закрывается сейчас.
Рукопись Евангелия XIV века — в драгоценном окладе, с богатыми миниатюрами, прекрасно сохранившимся текстом и пометками на полях. Основа — телячья кожа тончайшей выделки.
Рядом еще менее привычный для слуха «воздУх» — шитый покров на Святые Дары. Его использовали во время Литургии. Судя по узору, накрывали вино. Даже нити сохраняют свою яркость у византийских мастеров, ведь красители создавали из природных пигментов. Киноварь — красный, лазурит — синий, охра — телесно-оранжевый. Палитра — небольшая, но как искусно ей владели художники.
«Рассматривать эти иконы — огромное наслаждение для глаза, потому что это тончайшая живопись, тончайшая работа с краской, с цветом, с золотом», — говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
А еще — деталями. Казалось бы, каноническое изображение Богоматери с младенцем, но как по-человечески игриво с одной ноги Христа съезжает сандалик.