Полет корабля «Союз» с тремя космонавтами на борту проходит в штатном режиме
Экипаж уже провел две запланированные коррекции орбиты корабля. "Союз ТМА-4", стартовавший сегодня утром с Байконура, в течение двух дней с каждым витком вокруг Земли будет догонять Международную космическую станцию. Стыковка намечена на среду - 9:30 утра по московскому времени.
В составе экипажа россиянин Геннадий Падалка, американец Майкл Финк и голландец Андре Кейперс. В ЦУПе сообщают, что космонавты чувствуют себя хорошо. Все идет по плану.
За стартом на Байконуре сегодня наблюдал наш корреспондент Сергей Бабаев.
Зимой на Байконуре столько снега, что для машин и тепловозов приходится рыть туннели в четырехметровых заносах. Но в апреле здесь такого никто никогда не видел. Ракетчики говорят, что запустить-то они запустят, но вот к возвращению нынешнего экипажа Международной космической станции хорошо бы погода наладилась.
Из-за ненастья на земле не отменяли еще ни одного старта российской ракеты, хотя для американских шаттлов это - обычное дело.
Гораздо важнее погода на высоте. Перед запуском в небо над Байконуром поднимают метеозонды и меряют скорость ветра в нескольких километрах от земли. Если больше пятидесяти метров в секунду — лететь нельзя. Ракета сбрасывает боковые блоки и остается тонкий, длинный, хрупкий цилиндр - мощный поток воздуха его может просто сломать пополам.
Охрана ракеты перед стартом - вооруженные автоматами милиционеры. Из посторонних только любопытные суслики. Правда, с этими обаятельными зверьками на Байконуре все время сражаются. Они роют норы прямо под дорогами. Ходов так много, что часто в них проваливаются машины.
За считанные часы до старта метель прошла, и ракету спокойно осмотрели и заправили.
Геннадий Падалка на лестнице у ракеты кричит: "Россия, Россия!"
До старта два часа. Есть время осмотреться.
Андре Кейперс, астронавт ЕКА: "Человек, не имеющий отношения к космосу, решит на Байконуре, что попал на другую планету. Колоссальные железные конструкции в голой степи. Трудно понять, для чего они. Все это как в фантастическом фильме".
Повсюду следы прошлых триумфов и разочарований. Это - один из макетов многоразового корабля "Буран". Он, так же как и гигантские установщики, с помощью верениц локомотивов взгромоздившие двухтысячетонную ракету на старт, без дела уже пятнадцать лет. А стремление советских людей на Луну не дают забыть вот эти ангары - они сделаны из частей величественной, высотой больше ста метров, ракеты "М-Один". Другие объекты используются по прямому назначению, и они активно развиваются. Например, стартовый комплекс, с которого вот-вот уйдет ракета, - отправлял в космос еще первый спутник и первого человека. Его так и называют - "гагаринским".
Майкл Финк, астронавт НАСА: "Для меня большая честь лететь со старта, с которого летел Гагарин".
Впрочем, с гагаринских времен старт сильно изменился.
Игорь Бармин, генеральный конструктор Конструкторского бюро общего машиностроения: "Старт - это живой объект, он постоянно меняется".
Новый экипаж МКС Геннадий Падалка и Майкл Финк, и голландский астронавт Андре Кейберс, летящий с короткой миссией посещения, стартовали как раз в день рождения орбитальных станций. 19-го апреля 1971 года с Байконура запустили первый в мире космический комплекс "Салют", а МКС -это уже десятая станция на орбите.
Командировка голландца Кейперса - всего одиннадцать дней. Опыты он начал уже через пару часов после старта.
Паскуале Ди Палермо, заместитель руководителя Миссии "Дельта": "У Андре много интересных исследований. Наши ученые предложили сотни экспериментов, но мы отобрали лучшие. Часть из них помогут однажды полететь на Марс, другие дополнят наши знания о том, что происходит за Земле".
Голландец перед стартом сказал, что на космодроме ему так же уютно, как и на родине, и это ясно, почему. Роскошные голландские тюльпаны — прямые потомки байконурских.