Уникальный фотоальбом выдающегося российского учeного С. М. Прокудина-Горского
Удивительные вещи происходят благодаря уникальной коллекции самых первых в нашей стране цветных изображений на пленке. В XXI веке воссоздаются ценности века XX, которые, казалось, были утрачены навсегда.
Репортаж Алексея Зотова.
Такого семейного альбома нет больше ни у кого в мире. Внук выдающегося российского учeного и фотографа Сергея Прокудина-Горского порой часами вглядывается в пейзажи и лица людей начала прошлого века. Ровно 100 лет назад его дед добился аудиенции у самого Николая Второго и синими васильками и зелeными деревьями на своих фотоэтюдах привeл царя в небывалый восторг.
Иван Свечин, внук С. М. Прокудина-Горского: "Приказ царя был: "Снимай всe, что тебе покажется интересным!"
Интересным казалось, конечно же, всe! На пароходе он спустился по Мариинскоиму каналу. Проплыл всю Волгу от самых истоков, снимая по пути города и веси.
В специальном вагоне-фотолаборатории Прокудин-Горский побывал в самых живописных уголках России. По пути он сделал несколько фотографий Староголутвинского монастыря в 100 километрах от Москвы. А 100 лет спустя, вглядываясь в тот старый снимок, реставраторы вернули почти разрушенному временем монастырю прежний вид.
Андрей Анисимов, архитектор, член-корреспондент Академии архитектурного наследия: "Мы на этой фотографии, из-за еe очень высокого качества, увидели всe, что касается утраченных частей этого храма! А утрачена была полностью нижняя часть - гульбище, галерея! Она была полностью снесена. И ни количества окон, ничего, мы, естественно, не могли знать, если бы у нас не было этой фотографии".
Из путешествия по Средней Азии Прокудин-Горский привeз в столицу фотографии спелых дынь, прекрасных ковров и удивительных зданий - почти всех их уже нет.
Светлана Гаранина, профессор, исследователь творчества С. М. Прокудина-Горского: "Мы, наверное, первое государство, которое имеет такую прекрасную коллекцию! И Прокудина-Горского надо считать создателем нашего родиноведения!"
Камера, запечатлевшая Россию, была в то время самой точной и быстрой! Но всe равно: в кадр старались брать лишь что-нибудь неподвижное: церковь, мост или уголок природы.
Причина такой избирательности Прокудина-Горского понятна: причиной всему: техническое несовершенство самого процесса цветной съeмки. Ведь если в кадре что-то двигалось, к примеру, шeл человек, снятый сначала через красное стекло, потом через зелeное, и, наконец, через синее. Похвастаться отличным качеством в конечном итоге снимок не мог! Получались, скорее, три разноцветных пятна.
Виктор Минахин впервые в мире сделал то, что было недоступно самому Прокудину-Горскому - вернул всей его коллекции цвет! Ведь вот досада! Цветную фотобумагу тогда не изобрели. А негативы смотрели через проектор как диафильмы.
Сам Прокудин-Горский всю свою коллекцию в цвете не видел! А в 2003 году коллекция впервые была представлена широкой публике.
Сотрудница Библиотеки Конгресса США прикасается к негативам только в белых перчатках. Стеклянные, оттого весьма хрупкие пластины, вот уже 50 с лишним лет хранятся здесь. В своe время их купил у наследников фотографа фонд Рокфеллера: каждая в своeм конверте, хранится при поддержке постоянной температуры и влажности.
Хелена Зинкхем, сотрудник отдела эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса США: "Лучшая защита для них - это цифровые копии! Мы давно не носим их туда-сюда, из хранилища в читальный зал. А отправляем всех на наш интернет-сайт, там они доступны в отличном качестве!"
Несколько лет назад один из жителей небольшого городка Ялуторовска в Сибири зашeл на сайт Библиотеки Конгресса США и совершенно случайно наткнулся на снимок соборной церкви, которая была разрушена сразу после революции. А несколько лет назад исчезнувший храм с фотографии решили восстановить. И сегодня эта история, похоже, уже никому не кажется чудом!
До сих пор никто не знает, где находится вторая половина архива Прокудина-Горского. Почти 2 000 цветных снимков Российской империи однажды бесследно исчезли на советской таможне.
Иван Свечин, внук С. М. Прокудина-Горского: "Не позволили вывезти "стратегические" снимки".
Он, конечно же, мечтает увидеть в этом альбоме в цвете и Москву, и Петербург, и семью Николая Второго. И в ожидании чуда каждый день всматривается в мир так, как учил дед - искренне, немного наивно и с радостью к любой краске жизни.

