Никите Михалкову не удалось уйти с поста председателя Союза кинематографистов
В Москве начал работу чрезвычайный съезд Союза кинематографистов. Главные вопросы повестки дня: быть или не быть, и с кем быть этой организации в ближайшем будущем. После непростых дебатов, которые продолжались почти весь день, ответы на эти вопросы участники форума нашли.
Репортаж Александра Лукьяненко.
Дискуссия о прошлом, настоящем и будущем Союза кинематографистов длилась больше восьми с половиной часов. И сами делегаты боялись, что самый главный вопрос - выборы председателя Союза - сегодня не решится. Но едва стало смеркаться, выборы начались.
Кандидатов шестеро: Дмитрий Месхиев, Владимир Хотиненко, Николай Бурляев, Владимир Зельдин, Марлен Хуциев и Никита Михалков. Голосование открытое, на подсчет голосов требуется совсем немного времени.
Еще утром Никита Михалков был уверен, что уйдет с должности председателя Союза кинематографистов. Прежде он не раз повторял, что устал от руководства Союзом, хочет уйти и снимать кино. Но не отчитаться и не ответить на обвинения просто не может.
Выходя на трибуну, он еще раз намекает залу, это его финальная речь в качестве руководителя Союза кинематографистов.
Два с лишним часа - отчет Михалкова, как история Союза кинематографистов России за 11 лет: как было и как стало.
Никита Михалков, режиссер: "Мы удержали наш союз целостной организаций, это в то время, когда рассыпалось все. Сегодня у союза нет долгов, мы живем самодостаточно, сами себя обеспечиваем и ничего ни у кого не просим".
Самый главный вопрос: судьба Киноцентра на Красной Пресне. Из отчета члены Союза узнают - спасти киноцентр не было ни малейшего шанса. Михалков уверен, тогда было принято единственно правильное решение: остаток акций продали по цене в 6 раз выше рыночной. Еще он говорит о том, чего никто кроме него в Союзе кинематографистов не делал.
Никита Михалков, режиссер: "Единственные финансовые отношения, которые у меня есть с Союзом – это выплаты бедствующим актерам из моих личных средств на сумму почти 14 миллионов рублей. Это продлило жизнь Нонне Мордюковой, Георгию Жженову, Михаилу Пуговкину - людям, которые были брошены".
Речь закончена и на экранах в зале видно, Михалков едва сдерживает слезы.
Мария Шукшина, актриса: "Мощные аплодисменты, бурные овации. Никита Сергеевич расплакался. Как мужчина сильный, талантливый и гениальный художник... В этих слезах - сила".
В кулуарах обсуждают доклад Михалкова. Первое же выступление с трибуны, кажется, для самого Никиты Михалкова - неожиданность.
Карен Шахназаров, режиссер: "Я считаю, что Михалков должен продолжить руководство Союзом".
Никита Михалков, режиссер: "Я хочу предложить кандидатуру Марлена Хуциева".
Экстренное заседание сторонников Хуциева - его самого на съезде нет, он заранее сказал, что не придет, и от его имени выступает глава гильдии кинокритиков Виктор Матизен. И сразу же предлагает съезду заочно признать избрание Хуциева председателем, прежде признанное судом незаконным.
Виктор Матизен, глава гильдии кинокритиков: "Вы вправе одобрить результаты этого съезда, выбор Марлена Хуциева председателем Союза. Более того - это ваш гражданский долг".
В зале многочасовая дискуссия, кто должен возглавить Союз. В основном называют несколько кандидатур, но чаще всего звучат две фамилии: Михалков и Хуциев. Общим голосованием избран Никита Михалков.
Еще до голосования и до поздравления с победой, Никита Михалков заявляет, он действительно хотел уйти, но вынужден принять требования членов Союза и участвовать в выборах, правда с одним условием, никто из людей, организовавших декабрьский съезд Союзе в его команде работать не будет, за исключением Марлена Хуциева и Дмитрия Месхиева.

