Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
24 апреля 2016, 21:01

Нефтяная тема была лейтмотивом недели для всего мира

Мир с плохо скрываемой тревогой ждал понедельника, уже зная, что воскресные переговоры нефтедобывающих стран в Дохе о замораживании добычи провалились. Те, кто в бизнесе, понимали, что это может означать - резкое падение цен на энергоносители.

О том, сколько будет стоить нефть к концу недели, даже думать не хотелось.

Ведь, пока рынок ждал этих переговоров, цены медленно, но верно прекращали испаряться, рынок остывал и успокаивался, слегка рос - в преддверии.

Чуть-чуть - и будет равновесие. Поэтому за новостями из Дохи следили чутко - собрались, заседают. Разговаривают, договариваются. Россия и саудиты в кои веки едины - подпишем, заморозим на уровне января. Иранцы не приехали - ну и ладно, хорошо сидим и без них.

Остальные участники относятся с пониманием и поддержкой, вышли на перерыв - вернутся и подпишут. И вдруг - саудовские принцы покидают зал переговоров, потому что решили - без иранцев - никаких танцев на нефтяной платформе.

Но то, что это лишь повод - понятно даже не специалисту, слишком большие деньги на кону, чтоб менять позицию так резко. 

На этой неделе нефть растет, хотя ожидалось, что она будет падать. Мир в итоге просто не поверил, что эти люди в Дохе смогли всерьез поссориться. Ведь у них одна цель и одно средство. Нефть - главный мировой товар и они хотят, чтобы так оставалось как можно дольше.

«По сути, мы были свидетелями некоторых таких смотрин, когда все-таки друг на друга посмотрели, но так или иначе я не исключаю, что возможно, все-таки решение о заморозке будет принято», - говорит директор Оксфордского международного центра в Великобритании Шамиль Еникеев.

Встречу стран-производителей нефти готовили больше месяца. Предварительные консультации, условия и, вроде как текст соглашения был напечатан. Теперь в прессу просочилась история полная драматизма.

«Любимый сын короля Мохаммед бен Салман в три часа утра позвонил делегации королевства на переговорах в Дохе и потребовал от нее вернуться на родину», - пишет РБК.

«Власть короля абсолютная. Почти божия, но учитывая, что король Саудовской Аравии и его сын - это одно и то же, можно считать, что она единая», - говорит глава компании HESCO Engineering & Construction Co Джордж Хасвани.

Можно представить себе, как молодой принц звонит среди ночи и срывает переговоры. Делегация Саудовской Аравии театрально отказывается от любых соглашений, пока не подпишет Иран. Хотя Иран заранее отказался.

«Иран не хочет уступить свое право на закрепленную за ним до санкции квоту 4 миллиона баррелей. В то время когда Саудовская Аравия не хочет сбить свое производство отсюда и произошел срыв», - говорит глава компании HESCO Engineering & Construction Co Джордж Хасвани.

«Принц Саудовской Аравии заявил, что мы можем добывать больше. Еще дополнительный миллион баррелей нефти каждые сутки. А можем и не делать этого. Но королевству Саудовская Аравия важно остановить эту чехарду на нефтяных рынках», - отмечает экономический аналитик и директор Саудовского исследовательского центра Насер Аль-Корави.

Чтобы было понятно, нефтяные страны могут в любой момент сократить добычу и цены взлетят. Но видимо, как раз это и не входит в план Саудовской Аравии. Однако, чтобы не повторился обвал, ниже 30 долларов за баррель, разыгрываются театральные сцены с готовностью вот-вот что-то подписать. Интересно, что даже на неудачных переговорах только российские нефтедобывающие компании заработали дополнительно три миллиарда долларов.

«Прогноз - дело неблагодарное, поскольку есть второй фактор - это спекулятивные ожидания, но в целом можно сказать так, что дно пройдено, и комфортный уровень находится где-то на уровне 60 долларов за баррель. И скорее всего не знаю когда, но до конца года эти цены будут», - говорит вице-президент компании "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун.

Вице-президент компании «Лукойл» считает, что за внешней причиной срыва переговоров в Дохе, скрываются другие более существенные. Во-первых, нефтепроизводители ждут банкротства сланцевых компаний США и держат нефть ниже 50 долларов за баррель. Есть и еще одна причина.

«Цель номер два, о ней мы не говорили еще, это приостановить или придержать развитие так называемых альтернативных либо возобновляемых источников. Я не буду вдаваться в сущность, но могу сказать так, что сегодня производители так называемой возобновляемой энергии несут большие убытки, поскольку даже при значительных государственных дотациях их деятельность рентабельна только при цене нефти, условно говоря, 100 долларов плю», - отмечает Леонид Федун. - Ну, например, сегодня буквально на днях крупнейший американский производитель «Санедисон», это которые производитель ветряной и солнечной электроэнергии объявил о банкротстве. «Тесла» известная компания, которая самая такая продвинутая, несмотря на те дотации, которые она получает от правительства Соединенных Штатов Америки, от штата Калифорния на производство электроавтомобилей получила убыток около 11-12 тысяч долларов на каждый проданный автомобиль».

Автоконцерны начали разрабатывать электромобили еще в эпоху дорогой нефти.

И сейчас свои электромобили уже есть у «Ниссана», «Фольксвагена», «Шевроле», «Рено». Даже у «Мерседеса» появилась модель представительского класса. «Порш» делает водородный автомобиль. И конечно, самый громкий стартап - электрокар «Тесла».

Электромобилей «Тесла» в России около 300. И пока это дорогая, красивая игрушка. Покупателям «Тесла» в Америке возвращают часть суммы, для электрокаров делают выделенные полосы, ставят бесплатные станции зарядки, даже в России.

Сейчас автомобильная заправка - это 70% мирового потребления нефти. И если автомобили вдруг перестанут заправлять бензином, нефтяная отрасль понесет огромные убытки. Всего электромобилей в мире около миллиона. И убытки пока несут их производители. Но просто так они рынок тоже не отдадут.

Основатель компании «Тесла», Илон Маск, в начале апреля объявил о запуске огромной фабрики. Даже по размеру это будет самый большой завод в мире. Там будут делать массовую модель за 35 тысяч долларов.

«Итак, когда начнутся поставки - уже в конце следующего года. Ну, по крайней мере, я почти уверен, что они начнутся в конце следующего года», - говорит основатель компании «Тесла моторс» Илон Маск.

Это «почти» - важная деталь красивой презентации.

Ведь аналитики рассчитали, что для окупаемости электрокаров цена нефти должна быть не меньше 80 долларов за баррель. И только экологические аргументы вряд ли убедят мир отказаться от бензина.

«Да, у них будет небольшая доля в перенаселенных городах, у богатых покупателей, которые думают об экологии, хотя об экологии готов поспорить, я понимаю, что моя точка зрения противоположная, ну например, могу вам сказать, например, что основной элемент топливный - литий, а литий является одним из очень опасных веществ по нашему КЗОТу он относится ко второй группе опасных веществ, таких как например кобальт и мышьяк, если сегодня надо перерабатывать и заниматься захоронением условно говоря там 50-60 тысяч тонн лития, то при ста миллионах автомобилей понадобится 3 миллиона тонн лития ежегодно хранить. Понимаете? Тут достаточно сложная система происходит. Но нужен какой-то другой прорыв, нужно появление другого источника энергии, пока которого нет. Вот когда он появится, тогда можно говорить, но опять-таки, это находится за пределами моего анализа. Это где-то за 2050 год», - отмечает Леонид Федун.

Производители нефти хоть и не считают электромобили серьезными конкурентами сегодня, но понимают, что завтра, после банкротства сланцевых компаний, грядет вторая волна нефтяного демпинга.

На этой неделе тот же самый принц Саудовской Аравии, который сорвал переговоры в Дохе, объявил о новом плане. Он призывает Королевство готовиться к эпохе недорогой нефти. Похожее интервью о постнефтяной эпохе Муххамед бен Салман дал и телеканалу "Блумберг". Но Саудовская Аравия против нефти — это как в старой шутке «пчелы против меда».

Одна из главных нефтяных держав, похоже, снова играет и хочет, чтобы мир поверил, что нефть будет дешевая еще долго. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей