Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
26 апреля 2016, 15:06

Чернобыль 30 лет спустя. Украинские власти до сих пор не могут достроить новый саркофаг над разрушенным реактором

Стоимость проекта только растет, а меры защиты в зоне отчуждения по-прежнему не отвечают нормам безопасности. Эксперты не исключают возникновения новых ЧП из-за решения Киева перевести атомные станции на мало подходящее для них американское ядерное топливо.

На экскурсиях в Чернобыльскую зону в эти дни – аншлаг. Среди туристов – в основном молодые украинцы. Выстраиваются в очередь, чтобы запечатлеть себя на фоне знаков радиации. Пока экскурсовод рассказывает, во что превратилась некогда благоустроенная территория вокруг АЭС.

Академик Виктор Григорьевич Барьяхтар и спустя 30 лет продолжает анализировать причины и последствия крупнейшей в истории атомной энергетики катастрофы. Герой Украины, автор авторитетных исследований по ядерной безопасности, он убежден, что авария на четвертом реакторе стала следствием не только ошибок инженеров при проведении рискованного эксперимента, но и халатного отношения к требованиям безопасности в тогда еще украинской советской республике. О том, что во время испытаний в реакторе могут возникнуть проблемы, утверждает ученый, ни для кого не было секретом.

«Про его недостатки знали еще в 84-м году и обратились к научным руководителям и конструкторам что так и так – эти ошибки надо исправить. Что вы думаете? Они ничего не сделали. А когда все рвануло – за полгода у нас было 15 таких реакторов – и все исправили», - рассказывает Виктор Барьяхтар, герой Украины, ликвидатор аварии на ЧАЭС, академик Национальной академии наук Украины

Накануне 30-й годовщины чернобыльской катастрофы в Киеве издана многолетняя научная работа коллектива украинских академиков – «Проблемы безопасности атомной энергетики на примере Чернобыля». Вывод, который делают ученые: проходит время, меняется власть, а культура ядерной безопасности на Украине по-прежнему на низком уровне.

Сегодня в Чернобыльской зоне возводят огромную арку, которая должна накрыть разрушенный четвертый энергоблок АЭС. Она весит как три Эйфелевых башни и занимает площадь 12 футбольных полей. В 86-м во всех смыслах слова мертвую зону залили бетоном, но это бетонное укрытие со временем начало разрушаться. Необходимо новое, более надежное. Даже в решении этого важнейшего вопроса возникли недопустимые проволочки. Деньги, выделенные европейским банком реконструкции и развития, неоднократно исчезали, сроки окончания строительства постоянно переносятся, а смета растет.

«Если начинали, где-то 600 миллионов долларов стоимость объекта была на 2007 год, то на данный момент общая стоимость объекта укрытие составляет 1 миллиард 600 миллионов евро. И по большому счету, этих денег опять не хватает», - отмечает эксперт Института энергетических исследований (Киев) Юрий Корольчук.

По-прежнему не решены важнейшие вопросы – например, что дальше делать с остатками спекшегося радиоактивного топлива, которые вот уже три десятилетия отравляет почву под АЭС.

В прошлом апреле был дан старт уже второй попытке построить хранилище отработанного топлива. Первая оказалась неудачной. Французский проект 2003 года, как считают эксперты, из-за отсутствия контроля со стороны государства в итоге оказался не пригодным для эксплуатации. Теперь строить хранилище взялись американцы. Экологи – против. И дело не только в том, что хранить ядерные отходы собираются всего в 70 километрах от столицы, в Верховьях Днепра, снабжающего Украину питьевой водой.

«Все отходы будут везти через Киев, Киев-пассажирский. У нас постоянно что-то падает, взрывается, горит. Где гарантия, что не свалится вагон с радиоактивными отходами? Или его не украдут?» - говорит директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко.

Разорвав все связи с Россией, в том числе по линии ядерной энергетики, Украина, по мнению экспертов, сама загнала себя в опасную ловушку. Правительство приняло решение перевести украинские АЭС на американское топливо. Законы США запрещают ввозить отходы в эту страну. Поэтому Украине ничего не остается, кроме как строить хранилище у себя. На месте строительства уже торжественно установили таблички, несмотря на то, что американское топливо еще даже не прошло обязательную сертификацию, его пока используют экспериментально. Причем в Европе подобные эксперименты закончились неудачно.

«Пытались еще на Ловисе это сделать – на станции в Финляндии. Не получилось. Потом в Чехии – не получилось. Теперь пытаются реализовать это на Украине. Уже сборки загружали в активные зоны наших реакторов, возникли проблемы», - рассказывает первый заместитель директора института проблем безопасного развития атомной энергетики Рафаэль Арутюнян.

Однако, даже несмотря на возникшие проблемы, американская компания-поставщик топлива «Вестинхаус» эксперимент решила продолжать без консультаций с разработчиками АЭС. Киев не возражает.

«Украина – бедная страна, в отличие от Чехии и Финляндии, поэтому она была в безвыходном положении. И если им американцы дают деньги под что-то в пакете с работами «Вестинхауза», они просто обязаны идти на эти работы. Я имею в виду политиков», - считает директор межотраслевого экспертно-сертификационного, научно-технического и контрольного центра ядерной и радиационной безопасности (Рэсцентр) Михаил Рылов.

Перед Чернобыльской аварией, судя по воспоминаниям ликвидаторов, проблем тоже не замечали. Более ста погибших и больше четырех тысяч пострадавших от радиационного воздействия. Итог катастрофы, к которой, как считают исследователи, привело отступление от золотого правила ядерной энергетики: "если эксперимент рискован, значит проводить его нельзя". Через 30 лет это правило на Украине, похоже, снова забыли.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей