Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 мая 2016, 18:39

Выставка «История советского кино в плакатах» открылась в Москве

«История советского кино в плакатах» - выставка под таким названием открылась сегодня в Москве. В залах Манежа 300 авторских работ, на которых изображены звезды уже почти забытых немых и черно-белых фильмов, и лент, хорошо известных.

Небесно-голубые или какие-то неземные, изумрудные. Какого цвета на самом деле глаза у кинодивы Любови Орловой? Черно-белый фильм «Цирк» не давал ответа. Зато давали плакаты, которые прохожих буквально гипнотизировали. Взгляд останавливался, а ноги, казалось, сами шли в кинозал. За магией, которая начиналась задолго до премьеры, в мастерской художников.

«Вы видите, какие яркие, цветные плакаты рисовались к черно-белым фильмам, - говорит куратор выставки Анна Пахомова. - Мы помним, что в эту эпоху кино было только черно-белое, а тут такая яркость, такое буйство красок. Конечно, вся функция этих плакатов была завлечь зрителя в кинозал, привлечь его этой красотой, этой яркостью».

Завлечь, заинтриговать, выхватить из реальности. Как это сделать - легендарные братья Стенберги знали. Накал страстей, драматургия, психологизм — их главное оружие. На выставке всего один их плакат, к фильму «Девушка с коробкой». В углу фирменная подпись: «2-Стенберг-2». И так на каждом из 300 плакатов, которые умудрялись делать в год. И иногда работали буквально вслепую.

Директор Московского музея дизайна Александра Санькова рассказывает: «Это была настоящая фабрика, приходило очень много в Россию, присылали иностранные ленты, и иногда за одну ночь нужно было сделать плакат, и практически не смотря фильма. Они брали, вырезали куски, некоторые кадры из фильмов и на основе этих кадров делали свои какие-то размышления, о чем этот фильм мог быть снят. Возможно. дизайнеры вообще не видели этого фильма и даже не видели раскадровки, они знали название и придумывали свой сюжет для плаката».

Они говорили: «Я так вижу». И вот - работы начинали жить своей жизнью. Художники редуцировали содержание фильма до одного лишь числа. Наоборот, нагружали плакаты деталями, смешивая кино и мультипликацию. Или просто передавали одно лишь свое, субъективное восприятие фильма. Тут «Андрей Рублев» даже не похож на главного героя картины Тарковского. В этом и есть обаяние такого — бумажного кино.

Художники, как кинорежиссеры, словно монтировали свои картины. Сочетали планы разной крупности, играли с ракурсами. Плакат к ленте «Белое солнце пустыни» как фильм в миниатюре, тут намек на самые яркие эпизоды.

А чтобы понять, как создавались плакаты, достаточно взглянуть на эскиз: видны пометки художника - голову повыше, тут поднять. Вот такая кропотливая работа, где детали и миллиметры решают все.

70 лет истории, более 300 работ. Каждая как зеркало времени и направлений в искусстве. Плакаты военного периода, говорят искусствоведы, ни на что не похожи. Тот случай, когда минимум красок, но эмоций все равно — вся палитра.

«Военные плакаты, фильмы, созданные в годы войны. Конечно, они довольно аскетичные, я говорю о самих плакатах, - продолжает Анна Пахомова. - Вот на плакате к фильму «Повесть о настоящем человеке» использовано всего две краски, то есть плакаты печатаются на бумаге худшего качества, становятся довольно бедными по красочности, но зато они были очень дороги, потому что все фильмы военного времени смотрелись всеми по много раз, смотрелись на фронте, смотрелись в тылу.

«Броненосец Потемкин», «Тимур и его команда», «Три плюс два» или «12 стульев» — плакаты к культовым фильмам больше, чем реклама, сложнее, чем рецензия. Они, как волшебная палочка, один взмах — и кино хочется посмотреть. Чтобы потом взглянуть на плакат и сравнить — впечатления свои и художника.

Документальный фильм о Любови Орловой смотрите онлайн на сайте Первого канала здесь>>

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей