В столице открывается выставка Ивана Айвазовского — магия стихии и тайны картин, некоторые из которых представлены впервые
Последние приготовления к масштабной выставке, посвященной 200-летию со дня рождения величайшего мариниста Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее на Крымском валу. Легендарные шедевры, исторические события, воплощенные на холсте, мощь стихии в красках.
Москву накрыл «Девятый вал». Самое грандиозное полотно Ивана Айвазовского впервые после блокады Ленинграда покинуло стены Русского музея. Перед картиной, говорят, робели даже бывалые моряки. Отчаянная воля к спасению, самая разрушительная волна и абсолютно живое море.
"Ты действительно ощущаешь, как эта волна поднимается и захлестывает. Такой эффект 3D, ради которого люди сегодня ходят в кинотеатры и смотрят фильмы-катастрофы", — говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Катастрофу корабля, в которой погибли 389 человек, Айвазовский пишет по рассказам выживших. Судно разнесло в щепки. А бурю под Евпаторией, когда корабли и лодки сорвало с якорей и унесло в море, потрясенный художник видел своими глазами. Однажды он и сам едва не погиб — газеты уже сообщили о его смерти. Наверное, поэтому его знаменитая «Волна», а зрители еще и впервые увидят ее близко, на уровне глаз, впечатляет так, что у многих развивается морская болезнь.
"Они перед нами, они над нами, мы среди этих волн. Нам нужна вот эта стихия, которая нас с вами захватывает", — говорит куратор выставки Галина Чурак.
Впервые зрителям покажут полотно «У берегов Кавказа», много лет хранившееся в запасниках Третьяковки. Реставраторы очистили потемневший лак и оказалось, что море, которое все это время было зеленым, — синее. На картине «Радуга» после расчистки вдруг проявились тени моряков на мачтах. Но любая буря у Айвазовского — это лишь суровое испытание, а не конец света.
"Это всегда надежда на то, что люди будут спасены, надежда на то, что стихия успокоится", — говорит куратор выставки, доктор искусствоведения Галина Чурак.
Живописец Главного морского штаба, Айвазовский не только фиксирует для нас, потомков, величие русского флота. Возрождает на холстах исторические события и битвы. Как, например, Синопский бой — последнее крупное сражение парусных флотов. Рассказывают, что адмирал Нахимов стоял у картины в потрясении и недоумении: как можно, не будучи на месте, так точно все изобразить?!
Удивительно, но работал Айвазовский только по памяти, закрывшись в мастерской. Возможно, поэтому его виды горячо любимого Неаполя, обожаемого Константинополя и дорогой сердцу Феодосии излучают еще и какой-то внутренний свет самых теплых воспоминаний.
Когда одна из картин Айвазовского выставлялась за границей, журналисты и критики то и дело беспардонно заглядывали за раму, искали: где-то же должна быть искусственная подсветка лунной дорожки! Нельзя же добиться такого эффекта одними лишь красками!
От блистательного Петергофа к виду Москвы с Воробьевых гор. От теплой Венеции через Ниагарский водопад к полярным льдам, которые Айвазовский, кстати, и не видел — лишь представил.
На первые дни выставки уже продали 15 тысяч билетов. Пускать зрителей будут ровно по времени, указанному в билетах, — каждые полчаса. А гулять среди полотен можно хоть весь день.
"Будет две очереди, два входа: один — с онлайн-билетами, другой — в кассу за обычными билетами. И купив онлайн-билет, ты можешь принести с собой распечатку или просто на контроле показать на экране своего айфона", — сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
«Ты, волна моя морская, своенравная волна…» Стихи Тютчева, словно завещание великого Айвазовского, создавшего шесть тысяч картин и ушедшего за написанием моря. Официальный видеоролик посмотрели в Интернете уже 300 тысяч раз. Именно столько зрителей ждут и в Третьяковке до 20-го ноября. А уж захлебнуться от восторга немудрено, как сказал однажды про Айвазовского Гоголь, когда на картинах такая чудесная вода.