Ракетно-космическая корпорация имени С.П. Королева отмечает 70-летний юбилей
В истории покорения космоса - особая дата. 70 лет назад было основано первое на планете ракетно-космическое предприятие. Легендарное ОКБ-1 Сергея Королева, коллектив первопроходцев космоса – теперь это корпорация «Энергия». Первый спутник, первый полет человека, изучение Луны, Марса, Венеры – все это цели; а средства для их достижения всегда давала «Энергия». Сейчас перед инженерами новые амбициозные задачи. У России должен появиться пилотируемый корабль, способный долететь до Луны, и дальше.
Загадочный сигнал в эфире 4 октября 1957 года, на него наткнулись радиолюбители со всего мира на частотах 20 и 40 МГц. Ритмичный звук напоминал телеграфные сообщения. Вот только одно «но»: это сообщение было из космоса.
Как он выглядит, какие издает звуки и как правильно произносится русское слово «спутник» — в один миг об этом узнал каждый житель планеты. Так началась космическая эра. Первый искусственный спутник земли и ракету-носитель собрали в секретном ОКБ-1 под руководством Сергея Королева. Сегодня это ракетно-космическая корпорация «Энергия».
«Прорыв был — первый спутник, прорыв человечества в космическое пространство. Мы сумели создать эту первую космическую скорость», — говорит научный консультант РКК «Энергия» Вахтанг Вачнадзе.
Вахтанг Вачнадзе в пятидесятых разрабатывал рулевые двигатели для ракеты Р-7. Сам спутник был предельно простым — алюминиевый шар с радиопередатчиками, а вот ракета не имела аналогов. Кстати, движущимся огоньком в ночном небе была как раз вторая ступень Р-7, а не сам спутник, как считали многие. Именно для создания новых ракетных систем и вооружения ровно 70 лет назад и собрали конструкторское бюро Королева. Но они пошли дальше — в космос.
Белка и Стрелка на орбите, первые автоматические станции Венеры и Марса, первый пилотируемый космический корабль «Восток» и полет Юрия Гагарина. История «Энергии» — это история всей космонавтики. Когда наша страна уступила в «лунной гонке» Америке, специалисты предприятия сосредоточились на проекте долговременных орбитальных станций, и не прогадали. Сначала «Салют», потом станция «Мир» 15 лет на орбите, а теперь МКС. Международные экипажи и грузы в космос доставляют наши корабли. Но от советских «Союзов» и «Прогрессов», по сути, осталась только форма.
«В отличие от кораблей тех ранних серий "Союз" кардинально отличается, это совершенно два разных корабля, и я даже знаю, когда была идея глубокой модернизации корабля из одной серии в другую, даже планировалось изменить название его. Но решили не менять, чтобы преемственность сохранить», — рассказывает начальник летно-испытательного отдела РКК «Энергия» Марк Серов.
Из мельчайших деталей и собирают космические корабли, спутники и модули МКС. Их вытачивают из специальной стали с использованием охлаждающей и улучшающей ее свойства жидкости. Даже самый маленький болтик — штучный экземпляр. Качество деталей и размеры тщательно проверяют на специальных устройствах — космическая точность.
«С помощью измерительных машин мы сравниваем, что получилось на самом деле с той электронной моделью, которая была изначально разработана конструктором. Микрон - это одна тысячная миллиметра. Вот миллиметр надо на тысячу частей разделить, нормальная погрешность для них в приводах это два-три микрона», — говорит директор завода экспериментального машиностроения РКК «Энергия» Сергей Шачнев.
В цехах «Энергии» уже производятся детали и для корабля нового поколения «Федерация», он будет штурмовать Луну. Первые экспериментальные макеты готовы. Корабль больше «Союза» в три раза и имеет характерные ножки, что-то вроде шасси. Эти устройства уже прошли полный цикл испытаний, посадка всегда будет мягкой.
«Он рассчитан и для реализации лунной программы, дальнего космоса, астероидных программ. Корабль действительно многоразовый, он рассчитан на десятикратное использование. Это и новые материалы, это и абсолютно новая конструкция, новые системы спасания, парашютные системы. Корабль процентов на 80 у нас будет из композитных материалов», — сообщил генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев.
Как будет устроена кабина «Федерации» и системы управления корабля, можно понять на стенде эргономической отработки. Космонавты регулярно испытывают все нововведения.
Как происходит так называемая «примерка» корабля, показали и съемочной группе Первого канала. Все испытания проводятся в скафандрах.
В корабле «Федерация» кресла нового типа. В отличие от ложементов «Союза», которые выливаются по фигуре космонавта, эти универсальны и настраиваются под любое телосложение. Все управление с помощью сенсорных экранов и лишь одной ручки. Главное требование к «Федерации» — чтобы со всем здесь мог справиться всего один пилот.
Летные испытания «Федерации» намечены на 2021 год. В 2023 году — первый пилотируемый полет на орбиту, а в начале 2030-х запланирована высадка российских космонавтов на Луну.