15 лет назад украинские военные сбили над Черным морем самолет, который летел из Тель-Авива в Новосибирск. Виновные до сих пор не наказаны
В Новосибирске сегодня вспоминают погибших в катастрофе самолета Ту-154 в небе над Черным морем. Весь день люди несли цветы и зажигали свечи у памятника, на котором выбиты имена пассажиров того рокового рейса.
Трагедия произошла 15 лет назад. Согласно результатам расследования, украинские военные во время учений попали в самолет ракетой зенитного комплекса С-200. Погибли все 78 человек, которые находились на борту. И до сих пор ответственность за случившееся Киев на себя не взял, виновные не наказаны.
На учения в тот день, 4 октября 2010-го, украинские военные пригласили множество журналистов. Обещаны были массовые пуски ракет. Всего, по данным командования ПВО Украины, тогда запустили 23 штуки. Журналисты снимали все запуски.
Эти кадры хранились в архиве 15 лет. То, что на полигоне в Крыму, где проходили учения, тогда «что-то пошло не так», стало ясно после того, как высшие украинские военные чины неожиданно прекратили общаться с журналистами, отдав приказ на ликвидацию сразу нескольких уже запущенных ракет. На глазах у всех они, резко меняя курс, стали взрываться в море неподалеку от места старта. Незадолго до этого пассажирский Ту-154 и пропал с экранов радаров над Черным морем. В 200 километрах от полигона, где полеты гражданских самолетов никто запрещать и не подумал.
Но выяснилось, что ракеты комплекса С-200 это расстояние спокойно преодолевают. Все 78 человек, находившихся на борту, погибли. Позже будут найдены и опознаны лишь 16 тел. Ни черных ящиков, ни крупных обломков самолета найдено не будет. Глубина моря здесь больше двух километров, сильно заиленное дно и агрессивная сероводородная среда. У следствия будет лишь короткая 45-секундная запись попытки экипажа связаться с диспетчером во время падения самолета с 11-километровой высоты и мелкие обломки, плавающие на поверхности моря.
«Они все были пробиты круглыми отверстиями, шариками. И нам дали запись последних минут жизни экипажа. И там слышен шум самолета, и кто-то вскрикнул, нам кажется, что это наш вскрикнул: "Куда попала?"» - рассказывает Любовь Алексеева, вдова члена экипажа Ту-154 Виктора Алексеева.
Следствие давало слушать запись родственникам членов экипажа, чтобы идентифицировать голоса. Отверстия же от шариков, которыми начинена боевая часть ракеты, были обнаружены практически во всех обломках. Характерны и следы ранений, на найденных в море телах.
Но украинские власти все равно старательно обходили тему причастности своей страны к ракетному обстрелу. Впрочем, однажды президент Кучма практически это признал.
«Что, мы первые или последние? Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду и не только такого масштаба, но гораздо большего масштаба, планетарного», - сказал Леонид Кучма.
В результате украинские власти выплатили компенсации семьям погибших - по 200 тысяч долларов, заявив, правда, что это не признание вины, а жест доброй воли. При этом авиакомпания «Сибирь», чей самолет и был сбит, ничего от Украины так и не получила. Там придумывались все новые и новые версии случившегося: разгерметизация, теракт на борту, и даже якобы умышленный обстрел самолета некой третьей стороной. Хотя сами украинские военные все прекрасно понимали.
«Настолько было приложено усилий к тому, чтобы доказать невиновность украинской стороны, что были исчерпаны все варианты. А действительно в частных разговорах, а я тогда был председателем комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, они подтверждали, что, к сожалению, случилось так», - рассказывает Георгий Крючков, в 2001 году председатель комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины.
Общаясь с нами на эту тему в Киеве сегодня, Георгий Крючков - ныне пенсионер, а в 2001 человек, курировавший в Верховной Раде Министерство обороны, на самом деле сильно рискует. Ведь в его стране до сих пор так и не признали, что самолет сбили именно украинские военные. При этом он сам неожиданно задает нам вопрос: «А нынешние события? Чего же вы не интересуетесь?»
Нынешние события – это то, что происходит сейчас вокруг еще одной трагедии с самолетом, малайзийским «Боингом».
«Точно сегодня не может никто сказать, что произошло в Донбассе. Было случайно такое совпадение или умышленно. Тут можно делать любые предположения. Но, чтобы утверждать, надо провести объективное расследование, которого, на мой взгляд, не было», - считает Георгий Крючков.
Как не было такого объективного расследования проведено на Украине и после трагедии с Ту-154. Впрочем, обе эти катастрофы похожи не только тем, что самолеты были сбиты ракетами, но и еще одной немаловажной деталью: потенциально опасные для полетов районы ни над местом проведения учений в 2001-м, ни над зоной боевых действий в 2014-м никто и не думал закрывать.
«Если бы Украина перекрыла воздушное пространство, с нашим самолетом, как, собственно говоря, и с «Боингом», который из Голландии летел, ничего бы не случилось такого. Люди бы были живы», - считает родственник погибшего пассажира Борис Калиновский.
У Бориса Калиновского 15 лет назад в катастрофе погиб отец. Как и остальные родственники погибших, они каждый год собираются вместе, чтобы почтить их память.
Несколько раз прокуратура Украины открывала, закрывала и снова открывала уголовное дело по факту катастрофы Ту-154. Пока в 2004-м, наконец-то, не была найдена окончательная причина дело закрыть - за отсутствием главной улики, ракеты, осколки которой достать со дна Черного моря теперь точно невозможно.