Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
15 января 2017, 21:00

Избранный президент Дональд Трамп ответил на вопросы журналистов о России: «Мы или поладим, или нет»

Через четыре дня в американский Белый дом въедет новый президент Дональд Трамп. Российско-американские отношения сегодня наихудшие за последние лет тридцать. Но Барак Обама напоследок старается их еще больше испортить. Он подписал указ о продлении санкций в отношении нашей страны еще на год. Хотя его предыдущий указ действует до апреля.

Между тем, свою позицию по поводу антироссийских санкций высказал Дональд Трамп. В интервью Wall Street Journal он заявил о своем намерении в первое время после инаугурации сохранить ограничительные меры, но в принципе он готов их отменить. Он предположил, что может отменить санкции, если Россия будет помогать в борьбе с терроризмом, а также в достижении других целей, важных для США.

«Если ты ладишь с Россией, и Россия действительно помогает нам, зачем кому бы то ни было сохранять санкции, если кто-то делает действительно хорошие вещи?» - сказал он.

Между тем, в ход против Трампа пошел компромат самого низкого пошиба, даже эротический. Сделан вброс, будто Трамп, будучи по делам в Москве несколько лет назад, пользовался услугами московских проституток. Правда, ничего конкретного не предъявлено. Как-то недавно на вопрос о вмешательстве России в избирательную кампанию в США президент Путин сказал: «Как мы можем повлиять на выборы в США? Это же не банановая республика». Глядя на то, что там происходит, начинаешь в этом сомневаться.

В чем причина такой истерики? Дело здесь не только в конкретной фигуре Дональда Трампа. Заканчивается целая политическая эпоха. Эпоха либеральных интервенций. Как это нежно называют американцы, дипломатия трансформаций. Если попроще - эпоха бесцеремонного вмешательства в дела других стран, навязывания своей идеологии, "оранжевых революций". Сторонники агрессивного либерализма считают Трампа каким-то архаичным мракобесом, противником прогресса. Но это не так. Именно за Трампом стоят силы новой волны, а за Обамой и Клинтон стоят силы уходящей эпохи. Эти силы боятся потерять власть, влияние, деньги. Эта новая волна уже заметна и в Европе. «Брекзит» - народ Британии проголосовал за выход из Евросоюза; усиливаются правые политики, противники либерального стирания всяких различий между народами, противники бездумного приема мигрантов с Востока.

Даже американские официальные лица вынуждены говорить о провале политики либеральных интервенций. Директор ЦРУ Джон Бреннан признал ошибочность поддержки Америкой «арабской весны». «Концепт демократии, в действительности, не был укоренен во многих людях, культурах и странах», - сказал он.

Так что же вы туда полезли? Вы были глупы, что непростительно для ЦРУ, или вы понимали, что демократия не укоренена в этих странах, и намеренно разрушали там государственность? А теперь боитесь, что хаос на Ближнем Востоке ударит по вам бумерангом?

Но почему все-таки именно Россия - в центре атаки на Трампа? Мало у них, что ли, собственного, внутреннего материала? Здесь есть стратегическая цель. Те принципы международной политики, которые продвигает Россия, оказываются востребованными даже на Западе. Реализм в политике, уважение чужих порядков, уважение государственности - эти принципы становятся доминирующими. На основе наших принципов можно будет обновить мировой порядок, сделать мир безопаснее.

Те, кто атакует Трампа, видят некоторые пересечения в его подходах и в российских принципах. Для них это риски. Им нужно успеть вбить клин. Они цепляются за старый мировой порядок, потому что он им выгоден. Это их порядок. Их власть, их деньги. И в то же время, не надо предаваться иллюзиям. Трамп - американский президент. А Россия для Америки - конкурент и соперник.

«Я надеюсь, что он будет говорить о чем-то важном, что волнует всех американцев, например, как остановить криминал из Мексики. Я надеюсь, он будет говорить о здравоохранении и медицинском страховании», - рассказывали избиратели. И Дональд Трамп постарался оправдать чаяния американцев. Во вступительной речи на пресс-конференции он начал с автомобильной промышленности, фармацевтики, продолжил оборонными заказами, созданием рабочих мест. Вот только репортеры, кажется, все эти темы пропускали мимо ушей, терпеливо ожидая возможности задать первый вопрос.

«Вы согласны с мнением спецслужб, что Владимир Путин приказал взломать серверы Демократической партии?» - спросил один из журналистов.

Ни слова об Америке и во втором вопросе: «Как повлияет последний доклад на ваши стремления наладить отношения с президентом Путиным?»

Третий вопрос без пяти минут американскому президенту - снова о России: «В докладе разведки говорится, что Владимир Путин стремился помочь вам на выборах. Согласны вы с этим?»

В общей сложности, за те сорок с небольшим минут, что Дональд Трамп выступал перед прессой, ему задали семнадцать вопросов. Одиннадцать так или иначе были связаны с Россией. Для сравнения, его предшественник Обама во время первого общения с журналистами о международной обстановке почти не говорил. Высказался, да и то вскользь, о ядерной программе Ирана. А настоящее оживление тогда вызвал вопрос, подарит ли Обама детям собаку после переезда в Белый дом. Восемь лет спустя «Россия», «Москва», «русские», «Путин» – слова, которые чаще других звучали на пресс-конференции Трампа.

«Если Путину нравится Дональд Трамп, я считаю, что никаких обязательств это не означает, это нам не в ущерб, а на пользу, потому что у нас с Россией ужасные отношения. Если Путину нравится Дональд Трамп, знаете, что это означает? Это является плюсом, а не минусом. Сейчас я не знаю, поладим ли мы с Владимиром Путиным. Надеюсь, что да», - сказал Дональд Трамп.

Вопрос, ответ на который, кажется, интересует буквально всех. А каждое слово одного президента о другом препарируется теперь чуть ли не под лупой. Даже если эти слова произносились задолго до выборов в США.

«Вы сказали о Дональде Трампе, это талантливый, выдающийся, очень умный человек. Какие его качества или поступки заставляют вас так говорить о нем?» - спросил Владимира Путина журналист CNN Фарид Закария на пресс-конференции в июле 2016 года.

«Зачем вы все передергиваете? Я на ходу сказал, что Трамп яркий человек. А что, не яркий? Яркий. Никаких других характеристик я ему не давал. Но вот на что я точно обращаю внимание и что я точно приветствую, и не вижу здесь ничего плохого, наоборот – это то, что господин Трамп заявил, что он готов к полноформатному восстановлению российско-американских отношений. Чего здесь плохого? Мы все это приветствуем. Вы - нет?» - ответил российский президент.

На кнопку "перезагрузки отношений" Сергей Лавров и Хиллари Клинтон нажали вместе в самом начале первого президентского срока Обамы. То, что переводчики тогда вместо слова «перезагрузка» написали «перегрузка», всем показалось лишь забавной ошибкой. Сегодня эта ошибка выглядит символическим пророчеством. Такой перегрузки в отношениях между странами не было со времен «холодной войны».

«Я не буду, как Хиллари, раздавать маленькие кнопки «перезагрузки». Вот, нажмите на этот кусок пластмассы. Парень смотрел на нее и, наверное, думал, что она делает? Кнопки сброса не существует. Мы или поладим друг с другом, или нет. Я надеюсь, мы поладим, ну а если нет, то такое тоже возможно», - заявил Дональд Трамп.

Насколько упал уровень доверия между странами, особенно стало заметно на фоне сирийского конфликта. Стоило только Лаврову и Керри договориться о прекращении огня, о переходе к мирному политическому процессу в Сирии, как тут же выяснялось, что в Вашингтоне эти соглашения выполнять не собираются. Так, в сентябре, как только российская авиация и сирийская армия прекратили наносить удары по террористам, американцы разбомбили позиции сирийской армии в Дэйр-эз-Зоре. Якобы совершенно случайно. И, конечно, совершенно случайно террористы сразу перешли в наступление.

«Эффективно работать можно против этой угрозы, только объединяя усилия. Но как же мы можем объединять усилия, если санкции в отношении нас ввели, а мы - ответные меры? Если в том и в другом направлении сотрудничество все сворачивается? Если, допустим, британские коллеги свернули отношения с ФСБ совершенно? Как можно говорить об эффективной работе на антитеррористическом треке? Да никак. Результат — пропускаем удары, тяжелые и чувствительные. Очень надеюсь на то, что все это будет восстановлено», - заявил Владимир Путин.

Но вряд ли можно ожидать, что в Вашингтоне согласятся с тем, что их отказ от сотрудничества с Россией сегодня играет только на руку террористам. Вообще, признавать собственные ошибки - не в американской политической традиции. И даже в тех редких случаях, когда подобное происходит, Белый дом предпочитает разделить ответственность. Так, в начале декабря, выступая на базе ВВС Макдилл, Обама заявил, что причиной разрастания ИГИЛ, оказывается, стала недостаточная подготовка к вторжению в Ирак и якобы вынужденный уход в 2011 году, когда того потребовали власти страны. Спорный аргумент, если учесть, что прежде чем устроить хаос в Ираке в 2003 году, американцы не слишком-то интересовались мнением прежнего руководства.

«Когда ИГИЛ распространилось по всей стране, Ирак снова обратился к нам за помощью. Прежде чем дать ответ, мы учли некоторые из наших ошибок, совершенные при вторжении в 2003 году, которые и помогли организации, позже названной ИГИЛ, выйти на первое место. Мы поставили перед национальными властями условием нашего возвращения совместную работу. Мы создали коалицию, использовали все возможности разведки, чтобы изучить нашего врага», - сказал Барак Обама.

Это не слишком помогло. Так, например, операция по освобождению Мосула, которая началась еще в марте прошлого года, и о завершающем этапе которой было объявлено в октябре, так до сих пор и не закончена. Однако пока еще действующий глава Пентагона Эштон Картер почему-то предпочел на неделе давать оценки не себе и своим подчиненным, а российским военным.

«Они ничего не сделали, вообще ничего против ИГИЛ. Фактически, результат нулевой. Они ввели войска, сказали, что будут воевать с «Исламским государством», сказали, что помогут прекратить гражданскую войну в Сирии, и не сделали ни того, ни другого. В результате мы воюем с ИГ сами», - сказал он.

«Можно было бы с этим согласиться, если бы мой коллега а) не перепутал страну, и б) действительно был бы аккуратен в таких оценках. Мы основные задачи, которые поставил перед нами верховный главнокомандующий, в прошлом году по Сирии выполнили. Как бы тяжело и сложно ни было, как бы мы ни нуждались в поддержке той самой международной коалиции, которая, на мой взгляд, сработала не просто по нолям, а в минус - к великому сожалению, мы этой поддержки не увидели. Именно это потребовало от нас напряжения всех наших сил, всех наших возможностей», - заявил в ответ российский министр обороны Сергей Шойгу.

Комментировать эту заочную полемику двух глав оборонных ведомств Дональд Трамп не стал. Но, судя по всему, мнение действующего главы Пентагона он явно не разделяет.

«Россия может помочь США бороться с ИГИЛ, что, кстати, сейчас главная проблема. Я имею в виду, если вы посмотрите, эта администрация создала ИГИЛ, уйдя оттуда в самый неподходящий момент. Был создан вакуум, и образовалось "Исламское государство"», - заявил избранный президент.

Собственно, к сотрудничеству в борьбе с терроризмом Москва и призывала Вашингтон все последние годы. И это подход, который остается неизменным. В субботу влиятельное американское издание Washington Post со ссылкой на источники в штабе избранного президента сообщило, что Дональд Трамп уже получил приглашение приехать 23 января в Астану на переговоры по сирийскому вопросу. В издании, впрочем, отметили некоторое отступление от дипломатического протокола. Это было письмо лично в руки Трампу, а не главе государства, которым пока остается Обама. Но это и неудивительно, учитывая, что действующая администрация сейчас буквально сидит на чемоданах, и послание могло затеряться при переезде.

Да и отношения между уходящей и приходящей администрациями сейчас, мягко говоря, напряженные. То, насколько мощное давление приходится выдерживать команде Трампа, было заметно на сенатских слушаниях по кандидатуре госсекретаря. Выдвинутому на этот пост главе Exxon Mobile Рексу Тиллерсону пришлось девять часов выдерживать упреки сенаторов по поводу его связей с Россией. Напоминали об Ордене Дружбы, которым Тиллерсона наградил Владимир Путин, и интересовались у кандидата в госсекретари мнением о новых санкциях.

«Нам нужен открытый и честный диалог с Россией по поводу ее амбиций, так, чтобы мы знали, как планировать наш собственный политический курс. Я полагаю, что россияне в весьма большой степени мыслят стратегически, весьма тактически, и, в принципе, у них есть очень четкий план», - сказал Рекс Тиллерсон.

Не сказать, чтобы эта позиция кандидата в госсекретари воодушевила сенаторов. К деловому подходу, когда нет друзей и врагов, а есть партнеры, с которыми нужно договариваться, в Вашингтоне за последние четверть века после распада СССР не слишком привыкли.

«Это вообще новое в отношениях. Потому что это не идеологизированные отношения, которые были при администрации Обамы - то есть, вы плохие, мы хорошие. Какой может быть разговор между плохими и хорошими? Либо плохие сдаются хорошим, либо хорошие должны продолжать бороться с плохими. Здесь мы уходим от плохих и хороших, мы уходим от идеологии, мы уходим в национальные интересы», - поясняет доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Безруков.

Именно обещание нового президента США отстаивать, прежде всего, национальные интересы и обеспечило ему победу на выборах. А попытки очернить Трампа, обвиняя его в хороших отношениях с Владимиром Путиным, скорее, привели к обратному результату. Оказалось, что значительная часть республиканских избирателей российскому лидеру как раз симпатизирует.

«То, что значительная часть республиканцев поддерживает президента России, это значит, что у значительной части американского народа совпадают представления о том, как должен быть устроен мир. Это хорошо, что есть люди, которые нам симпатизируют в этих наших представлениях о традиционных ценностях, потому что это хорошая предпосылка выстраивать отношения между двумя такими мощными странами, как Россия и Соединенные Штаты, на этой базе – на базе взаимной симпатии народов друг к другу», - сказал, комментируя результаты выборов в США, российский президент.

И Владимир Путин, и Дональд Трамп не раз отмечали - сегодня отношения между нашими странами хуже некуда, а значит, получается, что если изменения и могут произойти, то только в лучшую сторону.

Читайте также: