Сотни автомобилистов в регионах РФ получают письма от судебных приставов по поводу уже оплаченных штрафов
Проблема, с которой столкнулись многие автомобилисты в разных российских регионах - штраф оплачен, но пришло письмо от приставов. Дальше - долгие часы в очереди, потраченные нервы, чтобы доказать, что ты никакой не должник. Как получается, что люди платят деньги, в том числе, через портал госуслуг, а они не доходят? И что делают, чтобы ситуацию исправить?
Михаил Комиссаров получил уведомление от судебных приставов о неоплаченном штрафе ГИБДД. Вот только, по словам пенсионера, от Госавтоинспекции никаких писем ему не приходило. И вот уже неделю он пытается выяснить, что же нарушил.
«Обычно присылают сначала с фотографией номера машины, указывают, где нарушил. А тут прислали, что у меня недоимка 500 рублей», - недоумевает он.
У Сергея ситуация похожа, только штрафы за нарушение ПДД он получал и оплачивал. А к приставам все равно вызвали.
Тысячи таких должников с неполученными или уже оплаченными штрафами потянулись в отделения Москвы сразу после Нового года. Очередям конца и края не было видно. И если к сегодняшнему дню ожидающих на улице стало меньше — приставы добавили рабочих дней — то внутри картина совсем не поменялась.
«Народу полно, в каждое окошко - это очень образно сказано - по сто человек стоит», - говорит Ольга Болдина.
Единая государственная информационная система платежей, или сокращенно ГИС ГМП, заработала еще в 2015 году. Ее и разрабатывали как раз для того, чтобы не терялась информация между ведомствами, а людям не приходилось стоять в очередях. Контролирует систему Федеральное казначейство. Например, инспектор выписывает вам штраф. Вы оплачиваете его через банк, портал госуслуг, мобильное приложение или почту - они тоже подключены к ГИС. Информация об оплате отображается в базе, штраф автоматически гасится, о чем система уведомляет ГИБДД. Но если деньги не дошли, Госавтоинспекция отправляет данные приставам, а те, в свою очередь, арестовывают имущество, списывают деньги или вовсе блокируют банковскую карту. По закону, они имеют на это право, в их глазах вы - злостный неплательщик.
Именно так и произошло с Дмитрием Фоминым из Перми. Штраф он оплатил, причем трижды.
«Получается, я оплатил 16-го числа, и 23 июня мне приходит смс, что у меня взыскание - арест по требованию судебных органов. И потом снова. С двух карточек по 500 рублей списалось», - рассказывает Дмитрий.
Приставы спешат объясниться: все эти штрафы - привет из прошлого, когда работа с единой базой была еще не налажена.
«У нас в 2014-2015 году при возбуждении исполнительного производства данные не сопоставлялись с данными ГИБДД, поэтому у нас были разногласия. И как вариант - были оплачены двойные штрафы. На сегодняшний момент наша автоматическая система позволяет направить запрос в ГИС ГМП. Тем самым мы проверяем при возбуждении, оплачен штраф или нет», - объясняет заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов Москвы Евгения Клименко.
Но в очереди с такими объяснениями не согласны - на руках квитанции, которые были оплачены совсем недавно.
«У меня был штраф оплачен, и четыре месяца не могу вернуть себе полторы тысячи рублей. Это было в ноябре 2016 года», - возмущен Сергей Николаенко.
В ГИБДД уверены - с их стороны тоже никаких накладок нет, вся проблема в базе.
«Взаимодействие со Службой судебных приставов осуществляется в соответствии с разработанными алгоритмами. Причиной создавшегося положения являются определенные недоработки информационных систем, применяемых как Госавтоинспекцией, так и иными субъектами данной деятельности», - заявила начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Москвы Любовь Высоцкая.
Круг замыкается на казначействе, но и там уверяют — быть такого не может.
«Мы обеспечиваем доступность системы в круглосуточном режиме - семь дней в неделю 24 часа в день, поэтому о любых проблемах информационного взаимодействия мы, безусловно, знаем, и это устраняется в считанные секунды», - заверяет начальник Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства Оксана Рудь.
То есть, и система, получается, работает корректно, и в ведомствах проблем нет, вот только у людей продолжают копиться несуществующие долги. И можно было бы списать все на человеческий фактор – например, в банке неправильно номер квитанции вбили, и деньги не дошли. Но таких случаев, по статистике, не больше двух процентов.
На днях в Федеральном казначействе, ГИБДД и Службе судебных приставов проведут общее совещание. Проблему обещают устранить; правда, как скоро — не уточняют. А это значит, что очереди рассерженных должников могут вернуться.