Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 января 2017, 21:18

В мордовском селе возник конфликт по поводу уместности хиджабов на школьных уроках, несмотря на однозначное решение по этому вопросу Верховного суда

Девочка пришла в школу в хиджабе. Как к этому относиться? Даже если на время забыть о решении Верховного суда России, решении 2013 года, прямо запрещающем хиджабы в школе. Если на женщине хиджаб, это вовсе не означает, что она радикальная исламистка. Она просто мусульманка, ходит с покрытой головой. А если девочки ходят в школу в хиджабе? Все бы ничего, если бы не радикальный агрессивный исламизм, который есть не только на Ближнем Востоке, где в Сирии против него ведется война, или в Афганистане.

Он есть и у нас, в России. Он бьется за души людей, он пытается захватить зоны нормальной жизни - и светской, и религиозной. Навязать свои правила жизни. Мы ведем с ним борьбу уже два десятилетия. И не только российские спецслужбы. В этой борьбе убиты десятки имамов и муфтиев, приверженцев традиционного ислама. Это те духовные лидеры, которые противостояли экстремистам. Не боясь смерти.

Например, Саид Чиркейский. Он жил в Дагестане. Убит в 2012 году. Он был самым влиятельным шейхом на Северном Кавказе. Мешал радикалам. Они его убили. В Татарстане имам Валиулла Якупов. Жестко боролся с распространением чужеродной идеологии. Убит радикалами. Посмертно награжден Орденом Мужества. Тогда же было совершено покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова. К счастью, муфтий остался жив.

Когда в 90-х годах ваххабизм начал проникать в Россию, сотни и тысячи проповедников, выученных на Ближнем Востоке, заполонили исламские регионы страны, и власти отнеслись к этому безответственно. А многие поддерживали. В том числе интеллектуалы. Ваххабиты - это же достойные люди! Объясняли нам тогда. Не пьют, не курят. Ведут праведную жизнь. Коран читают. Тонкие богословские вопросы обсуждают. Прямо образец для подражания. Но только здесь важны не богословские упражнения. Ваххабизм - абсолютно нетерпимое идеологическое учение. Он не признает никакой власти. Только законы шариата. Приверженцы ваххабизма не хотят уживаться с людьми другой веры, с людьми иначе мыслящими.

Заигрывание с ваххабизмом стоило многих жизней в чеченской войне. В 90-х годах террористы пытались создать ваххабитский плацдарм в Дагестане. И когда банды Басаева в 1999 году напали на Дагестан, у них была опора в этой республике. Но тогда большинство жителей Дагестана, приверженцы традиционного ислама, оказали сопротивление боевикам. Они не хотели попасть под власть ваххабитских бандитов. И помогали армии громить басаевских боевиков. Вот и вопрос: как найти баланс между уважением к религии и борьбой с опасными мракобесами? В мордовском селе обозначилось противостояние по этой проблеме. Важно не дать разгореться конфликту.

- Так, что у вас тут?
- У нас здесь хранятся противогазы, автомат Калашникова, макет который.
- Для чего используете его?
- Ну, на уроках. Разборка-сборка автомата.
- Только мальчики, да?
- Мальчики и девочки разбирают.
- Девочки тоже у вас автомат Калашникова разбирают?
- Конечно.

И не только разбирают. Позируют на фоне доски. Так в общеобразовательной школе села Белозерье учились еще недавно. Носили хиджабы, совершали намазы прямо в классах. Вместе с учителями.

Вернуть школу в русло светского образования пытается новый директор. От коллективной молитвы на переменах отказались, хиджабы сперва заменили на мусульманские платки. Но потом и их директор потребовал оставить для дома. Подчинились единицы.

- Я издала приказ по школе, в котором акцентировала пункт «светский характер обучения» и наличия головного убора не должно быть, - рассказывает директор школы с. Белозерье Вера Липатова.

- Что будет с учителями, которые саботируют этот приказ?

- Им было вынесено замечание, выговор.

- Это возымело какой-то эффект?

- Нет, еще больше мы увидели протест с их стороны.

Учителя считают, раз в стране свобода вероисповедания, значит, и платки никому не должны мешать.

«22 года человек, например, завязывает платок. 17 лет работает в школе. И почему сейчас, например, я стала такая опасная, я вот что-то не пойму, со своим платком?» - недоумевает учитель школы с. Белозерье Гульнара Меняева.

В каждом регионе — свои правила. В Татарстане платки разрешены, в Чеченской республике — обязательны. А в Ставрополье пять семей добивались для своих дочерей исламского дресс-кода (вплоть до хиджабов) в школе и дошли до Верховного суда. Отказано — то есть ни платкам, ни хиджабам конкретно там не место. Общий смысл решения: Россия — государство светское, а, значит, подчеркивать свою религиозность уместно не везде. В школах ведь всех детей учат одинаково, независимо от того, кто в какого бога верит. Но единого закона нет, поэтому очень похожий на ставропольский случай в Мордовии снова рассматривал Верховный суд. И снова такой же отказ. Несмотря на протесты мусульманской общины и родителей, которые не отпускают детей из дома без платка.

- Ты могла бы прийти в школу без платка?
- Нет, я себе это не могу представить.

Вопрос о школьной форме решает региональное Министерство образования. В Саранске говорят: новые правила приняли везде, кроме одного села — Белозерье.

«Эта проблема возникла только в этой конкретной школе, в этом селе. Хотя там также дети татарской национальности и села с компактным проживанием татарского населения. Они соблюдают и выполняют требования регионального постановления, придерживаются светского характера в одежде», - говорит заместитель министра образования Мордовии Елена Солдатова.

И, получается, дело не в платке и не в свободе веры, а в нарочитом противопоставлении себя остальным. Белозерье - богатое татарское село - долгое время считалось настоящим анклавом, государством в государстве. Свои правила, свои традиции, и свои, совсем не типичные для Мордовии, проблемы. Почти 60 человек, 20 семей, сбежали отсюда, из российской глубинки, на Ближний Восток воевать за исламский халифат. А перед этим говорили о неком «чистом исламе», где нет закона, кроме шариата.

Изучать так называемый «чистый ислам» жители села Белозерье отправляются не куда-нибудь, а в Саудовскую Аравию. Там их хорошо принимают, а местная мусульманская община получает щедрые пожертвования из-за рубежа. В Белозерье на три тысячи жителей восемь мечетей, построенных в том числе на средства из Саудовской Аравии и Катара.

Богатая духовная жизнь в селе привлекла внимание правоохранителей. Бывший имам одной из мечетей Белозерья Равиль Абдуллов собирал у прихожан деньги на джихад. Для племянника. Тот воевал в Сирии за «Джабхат ан-Нусру» и мечтал о новом автомате. Дядя не самых честных правил сел в колонию на пять лет, судьба племянника неизвестна. Как и тех, кто «скидывался» на подарок для боевика.

«Молодые люди выехали за пределы страны, обучались за пределами страны. В Саудовской Аравии, в Катаре. И приезжая обратно к нам, они исповедуют то, что свойственно Саудовской Аравии. Салафизм», - рассказывает министр культуры и национальной политики Мордовии Анатолий Чушкин.

Салафия - радикальное течение ислама, в основе которого бескомпромиссная борьба с неверными. Открыто об этом в Белозерье не говорят, местные имамы читают проповеди о вечных ценностях, но то, как их понимают некоторые слушатели, настораживает. Ведь традиционный ислам не призывает к изоляции.

- Вы, в первую очередь, мусульманин или гражданин России?
- Я прежде всего мусульманин. Нам вообще Аллах и пророк Мухаммед не рекомендовал общаться с неверующими.

Мода белозерьевской молодежи — тонкие бородки без усов. Глава села говорит это совпадение. Он якобы не в курсе, что именно такие бороды носят салафиты по всему миру.

Глава администрации с. Белозерье Рясим Салихов поясняет: «Кому как нравится. Кому-то нравится с бородой, кому-то без бороды». На возражение, что это символ салафии, с улыбкой отвечает: «Слушай, ну почему? Один говорит, мне надоело бриться каждый день, мне с бородой лучше нравится. Слушай, я лично не знаю».

Впрочем, тот же Рясим Салихов был против общения журналистов Первого канала на эту тему с жителями села. «Он говорит, еще и ты уйдешь туда же, в тюрьму! Уже угрожает за интервью, глава администрации!», - рассказывает один из жителей.

На этой неделе коллег из мордовского министерства образования поддержала федеральный министр Васильева.

«Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть. Вряд ли глубоко верующий человек будет очень сильно, так сказать, отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе. У нас светский характер образования», - подчеркнула министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Внести ясность для всей страны мог бы Конституционный суд, но решений по таким делам там еще не принимали. А если и примут, то что делать с Белозерьем, где есть жители, считающие светский закон лишь необязательным приложением к шариату?!

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей