В Третьяковской галерее на Крымском валу началась «оттепель»
Путешествие во времена оттепели ждет гостей Третьяковской галереи на Крымском валу. Новая масштабная выставка, которая открывается сегодня – это картины, скульптуры, предметы быта, и все они - из непростой и насыщенной эпохи перемен, споров и исканий.
Воздушные, стильные, свободные - сцены из далекой жизни. Кажется, вот оно, светлое будущее — только распахни окно. В строящихся городах, как на картине Пименова, свадьбу играют на Завтрашней улице. Художники и режиссеры, не сговариваясь, делают дождь символом перемен «оттепели».
«Это некое очищение, это некое новое начало, смывается все плохое», - говорит куратор выставки Анастасия Курляндцева.
Плохое, что хотят забыть отцы, но спрашивают дети - правда войны и лагерей. Национальная травма, о которой после смерти Сталина Хрущев позволяет говорить. Разговор получается тяжелый. И старого языка соцреализма недостаточно.
«Эмоция, боль, воспоминание — это все можно было рассказать только новыми языками», - говорит куратор выставки Кирилл Светляков.
Картины, скульптуры, фотографии и даже предметы быта — разные виды искусства собраны вместе, чтобы показать все грани «оттепели». Путь в Зал коммунизма иронично ведет вверх, но по задумке кураторов, это дорога в никуда. Основное пространство отдано реальности того времени.
«Внизу такое бурное цветение абстракционизма, когда художники осваивают направления современного искусства. Всю эту жизнь, смешение мы показываем в основном зале», - поясняет Кирилл Светляков.
«Оттепель» называют вторым Ренессансом: открытия вдохновляли. Художники увидели красоту физических явлений. Да и ученые, как оказалось, были не чужды искусству. Вот тебе и спор физиков и лириков.
«Мы выставили у себя картину «Хулахуп» Дмитрия Ивановича Блохинцева, это академик, он открывал первую в мире атомную электростанцию и был директором Объединенного института ядерных исследований в Дубне», - рассказывает куратор выставки Юлия Воротынцева.
Площадь в центре выставки - еще одна примета «оттепели». Самая знаменитая -у памятника Маяковскому, где читали стихи. И сегодня рядом Евтушенко, Окуджава, Вознесенский. Поэты, словно рок-звезды, собирали стадионы.
«Это была действительно эпоха прорыва, эпоха невероятной раскрепощенности творческого мышления. Я очень хорошо помню, как мои родители выбросили тяжелую сталинскую мебель, купили трехногие столы и стулья, а основную комнату - мы жили, как и все, в коммуналке - покрасили так, что каждая стена была другого цвета», - рассказывает директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Первый искусственный спутник запущен в космос. Все взгляды устремляются вверх — в космическое будущее. В земном настоящем бытовые предметы принимают футуристические формы, как, например, стиральная машинка-ракета, и в каждом доме есть элементы космического дизайна, будь то ваза с лунными кратерами или пылесос, похожий на планету.
Сейчас этот антиквариат — на вес золота: мода на 60-е вернулась несколько лет назад, когда «Оттепель» Валерия Тодоровского вышла на экраны и, судя по рейтингам, накрыла всю страну. Нынешняя выставка - не столько ностальгия, сколько исследование.
«Почему же это произошло, почему же в эти 14-15 лет произошел такой невероятный всплеск и выброс креативной энергии?» - задается вопросом Зельфира Трегулова.
Чтобы разгадать эту тайну, Третьяковка, Музей Москвы, Пушкинский и парк Горького впервые объединились в один проект и предлагают сквозь эту эпоху взглянуть на нашу. В ближайшие пару месяцев - выставки, представления, лекции и кинопоказы, так что «оттепель» не покинет столицу до первой жары.