В Крыму открыли выставку «Фантастическая реальность» с экспонатами со стройки Керченского моста
Посетители Восточно-Крымского музея-заповедника смогут с головой окунуться в «Фантастическую реальность» Керченского моста. Именно так организаторы решили назвать выставку, на которой представлены экспонаты, найденные во время строительных работ. Речь и о нынешней стройке, и о возведении временного моста в прошлом веке.
Крепость Крым или форт Тотлебен середины XIX века. Многие туристы приезжают сюда ежедневно, чтобы не только полюбоваться видами, которые отсюда открываются, но и запечатлеть себя на фоне главной стройки страны - моста через Керченский пролив.
Обзорная экскурсия занимает полдня. Увлекательный маршрут по Крымскому берегу - более двух километров, которые предстоит пройти пешком в поисках лучшего ракурса.
«Место было пустое, ничего не было, а сейчас приезжаю - круто, тут уже настолько масштабно, очень классно, молодцы, очень быстро, проектировщикам можно только похлопать», - говорит девушка.
Попытки связать Таманский и Керченский берега предпринимались еще с бронзового века. В ходе подводных археологических исследований в проливе – со дна были подняты более 60 тысяч артефактов. А недавно на месте, где пройдут опоры железнодорожной части моста – водолазы наткнулись на сенсацию!
«Это терракотовое изображение, выполненные из синопской глины, это привезенная вещь, о датировке еще спорят, предварительно - это V век до нашей эры, но есть и более поздние значения», - говорит заместитель генерального директора Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Наталья Быковская.
В начале века ХХ века последний русский император Николай II лично утверждал проект будущего железнодорожного моста. Но планы нарушила Первая мировая война. Уже в начале 1944 года, когда Советская армия начала оттеснять вражеские войска с Керченского полуострова, в проливе началось возведение железнодорожного моста длиной около 4,5 километров. Уникальные фотографии грандиозного по тем временам проекта впервые представили в Крымском музее.
«Подход был примерно вот такой: сваи установлены, конструкции великолепные, казалось бы, все в порядке и мост таки заработал с октября 1944 года. К сожалению, уже в феврале 1945 года ледоходом с Азовского моря мост был снесен», - рассказывает, генеральный директор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина.
После войны советское правительство отказалось строить новый мост. Сообщение между двумя берегами наладили с помощью паромной переправы, которая работает до сих пор. На выставке - личные вещи, ручки и карандаши, которым архитектор моста Борис Надежин тогда делал зарисовки. Чтобы максимально точно изобразить конструкцию ему приходилось под вражескими обстрелами самостоятельно, на надувном матрасе, выходить в море.
«Ночью шли артобстрелы, Надежин вспоминает: спать было уже невозможно, когда девочки-зенитчицы садились за свои пулеметы и начинали отгонять эти вражеские самолеты, авиацию», - рассказывает Наталья Быковская.
Трубы, бетон, арматура, которая применяется в строительстве нынешнего проекта моста тоже стали музейными экспонатами. Ордена, медали и удивительные факты из жизни тех, кто сейчас его возводит. Выставка будет работать постоянно, вплоть до окончания строительства самого протяженного в России моста.