Власти Парижа закрыли для автомобилей набережную на правом берегу Сены
В Париже принимают все новые меры, чтобы уменьшить число машин - расширяют тротуары, сокращают количество полос, а автомобилям старше двадцати лет скоро и вовсе запретят въезд в центр. На днях в столице Франции открывается парк, разбитый на месте бывшей оживленной магистрали. В свое время она спасла город от транспортного коллапса, теперь парк будет спасать от экологической катастрофы. Пробки, правда, уже вернулись.
Тишина, благодать да ветер с Сены. Раньше набережная давала возможность быстро без светофоров пересечь Париж. «Дорога Помпиду» - так горожане прозвали правый берег в благодарность бывшему президенту за ее строительство. Теперь она для автомобилей закрыта навсегда.
«Пусть я отвечу как эгоистка, но мне очень по душе все, что происходит. Но проблему с машинами надо решать — здесь теперь постоянная пробка», - говорит местная жительница.
И это только начало, обещает мэр Парижа Энн Идальго. На Елисейских полях пешеходы и велосипедисты теперь действительно будут чувствовать себя как в поле — расширят пешеходную зону. Главная торговая улица Риволи кажется слишком узкой для главной, но и здесь авто-полосы сократят. «В два раза меньше автомобилей на дорогах Парижа» - это не громкий лозунг, а вынужденная мера. Иначе город задохнется. Только это зимой в Париже уже дважды объявляли красный уровень экологической опасности.
«Мы измеряем уровень диоксида азота, озона и угарного газа, оксидов азота и других частиц. На каждый газ — свой анализатор. Всего — две сотни», - поясняет инженер Кристоф де Бер, директор экологической лаборатории.
Несложные на вид машины через трубки вбирают парижский воздух и безжалостно сообщают результаты: «Дышите!» - «Не дышите!».
«На самом деле, чем холоднее зима, тем хуже воздух. Вот смотрите, земля холодная, а сверху греет солнце. Воздух сверху прогревается и не дает вредным газам подниматься — будто шапка. 42 тысячи человек ежегодно умирает из-за грязного воздуха. Это уже катастрофа», - говорит инженер экологической лаборатории Шарлотта Сонжер.
Сам себе поставь оценку. Отныне у каждой машины под лобовым стеклом — знак эко-качества. «Ноль» — это чистые электромобили, «пять» - зарегистрированные до 1997 года. На сайте полиции нужно ввести год выпуска и вид топлива. В обмен на пять евро, это примерно триста рублей, пришлют по почте стикер «Крит-Эйр».
Уже летом обладателям «пятерки» въезд в Париж запретят. Отсутствие знака повлечет штраф — 35 евро. Владельцы ретроавтомобилей эко-стикеры и не думают покупать. И так понятно, куда им теперь дорога.
«Послушайте, мы же не героин купили и не кокаин, а просто машину. Мы вообще-то деньги на эту машину потратили. Почему из-за того, что мы не можем обновить наш автомобиль, нас лишают права на нем ездить?!», - возмущается парижанин.
Полюбоваться парижанам есть на что. Будто из фантастических фильмов — электроавтобусы без водителей. Пока в качестве эксперимента диво дивное курсирует через мост.
«Чтобы остановить загрязнение, мы должны поставить машины в гараж. Машины больше не могут доминировать в городе», - уверен заместитель мэра Парижа Кристоф Наждовски.
Чтобы найти свободное место для парковки, нужно покружить. Со второй попытки, со второго круга — отличное место. Занимаем его. Паркуются в Париже нос к носу, или бампер к бамперу. И даже шутят по этому поводу — до характерного звука, чтобы места всем хватило. Припарковались, теперь оплата. Оставить автомобиль можно максимум на два часа, иначе придется возвращаться и продлевать стоянку. Стоит это от 5 до 8 евро в зависимости от района города. Квиток нужно положить под лобовое стекло, чтобы не оштрафовал полицейский.
Подземные парковки просторнее, их много. Кажется, весь Париж перерыт и просто чудом держится в воздухе. Машину можно оставить на круглые сутки. Цена под землей такая же, как и на ней. А вот свободные места всегда есть. И теперь с новыми ограничениями на въезд в город, похоже, их будет еще больше.