Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 марта 2017, 15:00

Британия официально запустила процедуру выхода из Евросоюза

Председатель ЕС Дональд Туск получил письмо-уведомление о Брекзите. Детали в парламенте в эти минуты озвучивает премьер-министр Тереза Мэй.

Итак, процесс пошел, таймер Брекзита запущен, причем на 10 минут раньше срока — глава Европейского совета Дональд Туск получил из рук британского посла уведомляющее письмо от Терезы Мэй не в 14:30, как планировалось, а в 14:20 (время московское). Именно в тот момент, когда письмо было передано в руки Туска, и была запущена статья 50-я Лиссабонского соглашения, то есть Брекзит начался официально.

Предыдущие девять месяцев, что прошли с момента исторического референдума, Брекзит был лишь личным делом Британии, предметом многочисленных споров, торга и политических спекуляций. Терезе Мэй пришлось буквально отвоевывать у палаты лордов право запустить процедуру выхода из ЕС, а лорды, в свою очередь, обязали правительство согласовать сделку по Брекзиту с парламентом. И вот сегодня Мэй отчитывается перед парламентариями.

"Я рада отметить, что когда мы выйдем из состава ЕС, мы сами будем решать, что делать с нашим бюджетом. Дело не в том, чтобы просто покинуть ЕС. Необходимо создать лучшее будущее для нашей страны, и у государства есть четкий план, как это реализовать, чтобы у нас была лучшая экономика и более сплоченное государство", - сказала премьер-министр страны.

Переговоры по Брекзиту могут начаться уже в мае. Так, по крайней мере, рассчитывают в Европарламенте. По плану на все отведено два года. В ближайшие дни постпреды стран-членов Евросоюза начнут разрабатывать детальный план этих переговоров, 27 и 29 апреля документ представят на Совете ЕС и чрезвычайном саммите ЕС соответственно. Но будет ли разговор легким? Вот тут ответом однозначное нет. Во-первых, потому, что Тереза Мэй избрала жесткий сценарий выхода из ЕС, то есть предпочла не ограничиваться полумерами, а порвать сразу со всем, от Европейского суда до европейского единого рынка.

«Мы вернем себе контроль над миграцией в нашу страну, вернем британскому парламенту и британским судам право принимать решения касательно будущего страны. Мы понимаем, что диалог — это способ прийти к соглашению, что придется что-то принять, а что-то отдать, и это должно устраивать и ЕС, и Великобританию. Но я уверен, что девять месяцев переговоров прошли не зря, у нас достаточно точек соприкосновения, и мы сможем договориться», - отметил министр финансов Великобритании Филипп Хаммонд.

Точки соприкосновения Лондону и Брюсселю действительно понадобятся. Потому что, во-вторых и в главных, никто так и не знает, как это - выходить из ЕС и что для этого нужно. Например, возвращать ли Британии ее долю в Европейском инвестиционном банке? Сумма взноса — ни много ни мало - 11 миллиардов в долларовом эквиваленте. Мэй очень нужны эти деньги, она требует их вернуть, ЕС предпочел бы оставить. Но прецедента, к которому можно было бы обратиться за разрешением спора, просто нет, как нет и четко прописанных механизмов.

И механизмы, и прецеденты будут рождаться за столом переговоров. И еще неизвестно, хватит ли отведенных двух лет. Канцлер Хаммонд, конечно, может и даже обязан выражать уверенность, что обо всем договорятся — и о границах, и о торговле, и о финансовых потоках. Но все же понимают: Британии придется чем-то поступиться. Что, если цена вопроса — единство страны? Накануне шотландский парламент одобрил проведение повторного референдума о независимости на том основании, что шотландцы голосовали преимущественно против Брекзита и не хотят проходить этот путь вместе с англичанами. Глава регионального правительства выражается крайне образно.

"Сегодня премьер-министр заставит Великобританию прыгнуть со скалы, не имея представления, где именно она приземлится. Шотландия не голосовала за это, и наш голос был проигнорирован", - отметила Никола Стерджен.

Лондон категорически против нового шотландского референдума, и это понятно: Брекзит ценой развала Великобритании — это политическое самоубийство. И тут тоже вопросов больше, чем ответов. Отважится ли Лондон заблокировать шотландское голосование? Теоретически может, но это такое нарушение прав автономии, что договориться с ней будет уже практически нереально. С другой стороны, а реально ли договориться сейчас? Ведь накануне голосования в Эдинбурге две очень настойчивые леди — британский премьер и шотландский первый министр — уже пытались найти общий язык, но нисколько в этом не преуспели.

Читайте также: