Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
9 апреля 2017, 21:54

За крупную взятку арестован губернатор Удмуртии, много лет обещавший новые хорошие дороги и мосты

Арестован губернатор Удмуртии Александр Соловьев. Теперь уже бывший губернатор. Президент Путин отправил его в отставку, отказав ему в доверии. Системная борьба с коррупцией продолжается. Сидит бывший тульский губернатор. Это уже давняя история. Осужден брянский губернатор.

Под следствием или под судом еще несколько бывших губернаторов: Хорошавин - Сахалин, Белых - Киров, Гайзер - Республика Коми. Из других высокопоставленных чиновников целый министр под следствием - Улюкаев. Уголовные дела против больших чиновников на виду, о них сообщают федеральные СМИ. Но есть тысячи не таких громких дел. С коррумпированными чиновниками борются. Еще как борются!

Но здесь можно сказать о другом явлении. Вот Республика Коми. Знаменитое дело главы Республики Гайзера. В сентябре 2015 года он арестован, обвинен в организации преступного сообщества. Вместе с ним были арестованы еще 14 человек. Практически вся верхушка республики. Об этом деле все знают. Оно на виду. А вот о других антикоррупционных делах в Коми за пределами Республики мало кто знает.

В том же 2015 году всего по таким делам были арестованы 108 человек. В 2016 году - 113. За первый квартал 2017 года арестованы уже 36 человек. А это ведь очень небольшой по населению регион. Всего 800 тысяч человек. В некоторых муниципалитетах уже по два мэра сидит. Один за другим пошли. Уже трудно найти человека на такую должность. Люди отказываются, боятся сесть.

Так что те, кто упрекают власть в бездействии, в том, что она не борется с коррупцией, не правы. Здесь впору другое беспокойство высказывать: если в регионе трудно найти человека на должность, потому что от нее шарахаются как от чумы, согласитесь, это вопрос. Не все же воры.

20 сентября 2016 года. Руководство Удмуртии, спешно подкрашивая мост через реку Каму и дав задание местным телевизионщикам снять его со всех удачных ракурсов, ждет приезда президента страны на торжественное открытие. Не зря же удмуртский губернатор Александр Соловьев ежегодно повторял, как мантру: "Мост будет. Я уже в этом не сомневаюсь". "Думаю, что мы не сорвем сдачу моста в сентябре месяце".

Но никто на открытие недостроенного моста так и не приехал. Мало того, мост до сих пор полностью не принят в эксплуатацию. Оказалось, изначально из железобетонного, по документам, он превратился в просто железный - что дешевле.

«Здесь, по большому счету, еще года три надо делать все эти мосты, потому что деньги все расхватали. Бардак конкретный», - возмущается один из рабочих.

Правоохранительные органы, в том числе и ФСБ, уже в сентябре 2016 года плотно, но негласно, проверяли финансовую отчетность. И пришли к выводу: среди тех, кто использовал это строительство себе во благо, губернатор Удмуртии. Сумма многочисленных взяток, которые он получал только на этом объекте, превысила 140 миллионов рублей.

Но это далеко не все деньги, заработанные им незаконно. Выяснилось, что практически вся дорожная отрасль республики, жители которой постоянно жаловались на дыры в асфальте, это, по сути, частная лавочка семьи Александра Соловьева. Дочь, назначенная им в республиканское министерство дорожного хозяйства, одновременно, вместе с мужем, владеет и предприятиями, занимающимися строительством практически всех удмуртских дорог.

Арест Соловьева, наделал столько же шума, что и аресты других проворовавшихся чиновников - за последние годы в списке больше десятка фамилий - от губернаторов Хорошавина в Сахалинской области, обвиняемого в получении взятки в пять с лишним миллионов долларов, и Вячеслава Гайзера в Республике Коми с миллиардом рублей, нажитых незаконно, до министра экономики Улюкаева. Но, говорить о том, что, вот сейчас, уж после этого, все коррупционеры моментально одумаются, все же нельзя.

«Жесткость наказания, конфискация не останавливают коррупционеров. Да, есть страны, где за коррупцию расстреливают, но там все равно есть высокий уровень коррупции, там регулярно арестовывают коррупционеров и, соответственно, суммы конфискованных средств идет на миллиарды долларов. Нет каких-то универсальных рецептов», - отмечает председатель правления фонда «Развитие гражданского общества» Константин Костин.

В Китае коррупционеры существуют, несмотря на практикуемые, чуть ли не раз в месяц, публичные расстрелы. В США их не пугают тюремные сроки от 50 лет и выше. При этом в большинстве стран основным методом борьбы с коррупционерами признана профилактика. Максимальная открытость бюджетов, декларации чиновников и членов их семей. И все это у нас есть.

«Наше антикоррупционное законодательство на сегодняшний день одно из самых лучших в мире, и это признается, кстати, всеми, в том числе и иностранными наблюдателями. Только таким комплексным подходом можно действительно уровень коррупции существенно снизить, победить коррупцию полностью пока ни у кого не получилось», - добавляет Константин Костин.

Именно поэтому резонансные уголовные дела с громкими фамилиями у нас еще будут. Это тоже можно считать общепринятыми профилактическими мерами.

«Нужно создание таких условий, при которых будут бояться, будут понимать, что это нельзя делать, и будут понимать, что это не делается никем - ни губернатором, ни замами, ни мэром, ни депутатами заксобрания, ни в Госдуме, ни в аппарате правительства», - подчеркивает заместитель главного редактора газеты «Взгляд» Петр Акопов.

Следует добавить, что обычно после поимки крупных взяточников в виде губернаторов, таковы уж реалии, дальнейшее расследование остается на слуху лишь у специалистов. Ни прессе, ни широкой публике не интересны уже фигуранты уголовных дел без громких фамилий и больших должностей. Но коррупционный клубок и в той же Удмуртии, и по всей стране, распутывать будут и дальше.

«Мы последовательно выступаем за борьбу с коррупцией, которая является достаточно серьезной проблемой. Единственное, что я считаю неправильным - если какие-то политические силы пытаются использовать в своих корыстных интересах этот инструмент не для улучшения ситуации в стране, а для самораскрутки на политической арене в преддверии каких-то политических событий, в том числе выборных кампаний внутри страны», - сказал Владимир Путин 30 марта в Архангельске.

Как это было в странах так называемой «арабской весны», и на Украине. Где началось все в 2013 году с антикоррупционных лозунгов Майдана и девушки с наивным плакатом–лозунгом про «кружевные трусики и ЕС», продолжилось опрокидыванием попадавшихся под горячую руку чиновников в мусорные баки, а завершилось развалом экономики страны и гражданской войной.

«Коррупция практически никогда не является причиной протеста, но является поводом для них, универсальным таким триггером, который может спровоцировать быстро недовольство. Сказали, что мы идем на Евромайдан, чтобы победить коррупцию, чтобы сломать коррупционную вертикаль. Что-то изменилось? Нет, коррупционная вертикаль как была, так и осталась, просто сменились выгодополучатели, те, кто, собственно, эту революцию и делали», - говорит Константин Костин.

При этом ни одна революция, поднимавшая на знамена борьбу с коррупцией, воровство государственных чиновников так и не победила.

«Поэтому борьба с коррупцией – да. Использование этого инструмента в узкокорыстных политических целях – нет», - подчеркнул президент России.

То есть борьба с коррупцией на митингах – это имитация. Настоящая же борьба – это планомерное, рутинное распутывание одного коррупционного дела за другим, без афиширования, на каком сейчас этапе то или иное расследование и кто будет следующим.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей