Скандальный инцидент на борту может стоить американской авиакомпании больших денег
Скандал вокруг американской авиакомпании United Airlines, с борта самолета которой силой сняли ни в чем неповинного пассажира, может обернуться для нее большими финансовыми потерями, говорят юристы. Имеет ли этот инцидент отношение к так называемому овербукингу и как в подобных ситуациях поступают перевозчики в России?
Буквально выдернув из кресла мужчину в прямом смысле слова, за руки выволакивают из салона. Возмущенным пассажирам только и остается, что снимать на видео. Все — под надзором полиции.
Одни кричат. Другие сидят смирно: как бы тоже не сняли с рейса, уже за дебош. Следом свое место покидает супруга мужчины. Пассажиром оказался 69-летний врач. Спустя минуту он снова появляется в салоне. С разбитым лицом. Растерянный, в крови. С огромным желанием лететь домой. Желанием, которое он не захотел продать за предложенные перевозчиком 800 долларов.
Этот рейс авиакомпании United Airlines начался не с «Пристегните ремни», а с объявления «Требуется освободить четыре места». Салон — полный. А авиакомпании необходимо было посадить своих сотрудников. Устроили аукцион. Здесь же. С 50 долларов ставки выросли до 800. Врач с супругой сначала заинтересовался, но узнав, что следующий рейс только через пять часов, отказался, потому что опоздает на работу.
«Он говорит, мол, я доктор, нет, оставьте меня в покое, я должен срочно лететь домой. Дети плачут, все расстроены и встревожены. Видимо, его вырубили: у него шла кровь из носа, рта, очки были разбиты», — рассказывает очевидец.
Похоже, это тот случай, когда такое лицо пассажира становится лицом авиакомпании, которая сначала извинилась коротко.
«Мы приносим извинения за эту ситуацию с овербукингом. Все вопросы касательно снятого с рейса пассажира направлять властям», — написала компания в «Твиттере».
В этом контексте слово «овербукинг» и правда звучит как ругательство. Позже твит был удален. Перевозчик заявил, что разыскивает пассажира, надеясь все решить. В интернете с волной критики стали появляться и картинки из разряда «горький юмор». Как делится салон самолета авиакомпании: бизнес-класс, эконом, бойцовский клуб. Ситуацию, доведенную авиакомпанией до абсурда на грани, разбирают юристы на всех телеканалов.
«Разумеется, компания должна разобраться с этой проблемой. В конце концов, есть договор о перевозке. Это целых 46 страниц! И как только ты купил билет, ты автоматически согласился с этим договором», — говорит юрист Кэти Фанг.
«Я читал этот документ. Правила, указанные в нем, относятся к ситуациям до посадки, а не после», — отметил адвокат Тэд Уильямс.
«Так скажите, можно ли отнести этот случай к овербукингу?» — спрашивает ведущая.
«Нет, это не овербукинг, просто нужно было освободить место для своих людей, и за этот проступок авиакомпания вскоре выплатит большую сумму денег», — сказал адвокат Тэд Уильямс.
Овербукинг — эта система, когда авиакомпания продает больше билетов, чем мест в салоне. За рубежом — весьма распространенная, поскольку, согласно их статистике, примерно 5% пассажиров за несколько дней до полета отказываются от брони или вообще не приходят на рейс. Здесь экономическая выгода авиакомпаний — чтобы повысить заполняемость самолетов. По закону, если все же так получается, что пассажиров приходит больше, авиакомпания ищет добровольцев, предлагая полететь или бизнес-классом, если есть места, или следующим рейсом с денежной компенсацией: оплачивает гостиницу, питание. В общем, это уже задача авиакомпании — мотивировать пассажиров. И все это — до посадки.
В России подобных резонансных историй нет. Хотя бы потому, что сам овербукинг существует лишь де-факто, а не де-юро. Законопроект не могут принять уже несколько лет.
«Раньше или позже овербукинг необходимо легализовать, потому что это явление, с которым сталкиваются пассажиры и сейчас. Возможные компенсации для пассажиров российских авиакомпаний законодательно никак не регламентируется и все остается на откуп авиаперевозчика», — говорит исполнительный директор аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Скандалы с авиакомпанией United Airlines происходят все чаще. Причем порой самые неожиданные. Так в феврале перед взлетом женщина-пилот в штатском вышла в салон и начала произносить речь против Трампа. Рейс задержали. Пассажирам пришлось дожидаться замены пилота.
В прошлом месяце на борт самолета не пустили двух девушек в легинсах — обтягивающих штанах. В авиакомпании тогда пояснили, что они летели по специальному льготному тарифу, как родственницы сотрудника авиакомпании. А для таких пассажиров — дресс-код.
Канадский музыкант Дэйв Кэрролл посвятил авиакомпании песню. В 2008-м во время гастролей певцу запретили взять на борт гитару — сдал в багаж. А по прилету, как утверждает артист, получил сломанный музыкальный инструмент. Крик души в песне.
Дальше — больше. Вслед за разбитой гитарой на очередном рейсе — разбитая надежда улететь в нужное время. Как итог — разбитое лицо пассажира. И если на музыкальную композицию авиакомпания никак не ответила, то в этот раз ответить придется, причем, вероятнее всего, в суде.