Признанные мастера сцены — Филипп Жанти и Деклан Доннеллан — привезли на Чеховский фестиваль в Москву свои спектакли
Признанные мастера сцены - Филипп Жанти и Деклан Доннеллан - привезли на Чеховский фестиваль в Москву свои волшебные спектакли
Ценители театрального искусства спешат увидеть самые яркие постановки Чеховского фестиваля. Этот масштабный марафон звездных спектаклей в самом разгаре. Режиссеры приглашают в свой необычный и сложный мир, где не всегда разберешь, где сон, а где явь.
Сон, который повторяется всю жизнь. Маленький мальчик прячется в маминых объятиях, а где-то вдали горящий дом. Его дом.
Этот сон на самом деле воспоминание одного из самых востребованных театральных режиссеров современности Филиппа Жанти. В Москву на Чеховский фестиваль он привез свой спектакль «Внутренние пейзажи», как всегда очень личный.
«У моей семьи был дом в Савойе. Конец войны, партизаны убили немецкого солдата. Немцы в отместку решили сжечь 12 домов, в их число попал дом моих родителей. Мы с мамой ушли в горы к партизанам», - рассказывает Филипп Жанти.
Рядом с Жанти его жена и соавтор Мэри Андервуд. Это она придумала записывать все сны маэстро в специальную книжку, чтобы потом перенести их на сцену.
Мечты и страхи каждого человека. Ведь все мы порой пытаемся выбраться из клетки, в которую сами же себя и загоняем. Стараемся подняться наверх, но этот путь, он ведь такой сложный, да и кто знает, что ждет нас за закрытой дверью?
Чтобы погрузить в этот загадочный мир зрителей, в ход идет все: музыка, свет, видеопроекция, движущиеся декорации и актеры, которые каким-то чудом умудряются на них удержаться.
Костюмы, манекены, куклы из папье-маше и обрывки тканей. Эти вещи разбросаны за кулисами, как беспорядочные сны в голове у творческого человека. Но хаос здесь царит лишь на первый взгляд. В нужное время каждая деталь оживет на сцене по задумке режиссера.
И даже марионетки у Жанти выглядят как живые, люди же наоборот, иногда больше напоминают кукол, которых то и дело кто-то невидимый дергает за ниточки.
«Знакомьтесь, это Марио, его прототип - это сам Филипп Жанти в детстве. Этой куклой обычно управляют сразу три человека: один головой и телом, другой руками, а третий ногами», - рассказывает актриса Майа Беккен.
Уникальная, ни на что не похожая театральная вселенная, в ней есть что-то от цирка, что-то от сюрреалистических картин Дали, но самое главное - в ней есть простота, которая непременно задевает за живое.
Вместе с Жанти в столицу прибыл и другой, уже ставший классиком режиссер, — Деклан Доннеллан. Он работал в лондонском королевском театре, снимал голливудских звезд, но любовь публики завоевал, ставя пьесы главного для себя автора - Шекспира. Москва уже видела его «Бурю», «Гамлета» и «Меру за меру», на этот раз - «Зимняя сказка».
«Шекспир написал эту пьесу уже перед самой смертью, наверное, поэтому сложно сказать, это комедия или трагедия. Но она совершенно точно существует с нами в одном времени, ведь она о том, как мы грешим, как потом каемся, как можем обманывать других и себя самих, как мы особенно жестоко поступаем с теми, кого больше всего любим. Все это очень современно и ничего не нужно менять», - объясняет режиссер Деклан Доннеллан.
Герои и злодеи, несчастные влюбленные и несправедливые властители. Постановка Доннеллана своего рода — игра без правил, поэтому не удивляйтесь, когда шекспировские персонажи запоют, будто бы они часть Бродвейского мюзикла, или окажутся гостями скандального ток-шоу.
«Я очень вырос как актер, работая с Декланом. Он, с одной стороны, консервативен в том, что касается, скажем, текста, но при этом не боится рисковать», - отмечает актер Орландо Джеймс.
Королевство, где зима у людей в душах, и как же вернуть обратно, когда-то царивший здесь мир и покой. Ни Шекспир, ни Доннеллан не дают однозначных ответов, оставляя зрителям возможность решить самим, должна ли эта история закончиться сказочным образом.