В Москве самые загадочные постановки Чеховского фестиваля — на грани вымысла и реальности
В Москве у поклонников театра появилась новая возможность лучше познакомиться с творчеством режиссеров, признанных классиками мировой сцены. Филипп Жанти и Деклан Доннелан привезли в столицу свои спектакли в рамках Чеховского фестиваля. Два мастера работают в разных стилях, но оба доступными только им средствами приглашают заглянуть в свой сложный внутренний мир.
Сон, который повторяется всю жизнь. Маленький мальчик прячется в маминых объятиях, а где-то вдали горящий дом. Его дом.
Этот сон – на самом деле воспоминание одного из самых востребованных театральных режиссеров современности Филиппа Жанти. В Москву на Чеховский фестиваль он привез свой спектакль «Внутренние пейзажи». Как всегда, очень личный.
«У моей семьи был дом в Савойе. Конец войны, партизаны убили немецкого солдата. Немцы в отместку решили сжечь 12 домов, в их число попал дом моих родителей. Мы с мамой ушли в горы, к партизанам», - рассказывает режиссер Филипп Жанти.
Рядом с Жанти его жена и соавтор Мэри Андервуд. Это она придумала записывать все сны маэстро в специальную книжку, чтобы потом перенести их на сцену.
Мечты и страхи каждого человека. Ведь все мы порой пытаемся выбраться из клетки, в которую сами же себя и загоняем. Стараемся подняться наверх, но этот путь, он ведь такой сложный, да и кто знает, что ждет нас за закрытой дверью?
Чтобы погрузить в этот загадочный мир зрителей в ход идет все: музыка, свет, видеопроекция, движущиеся декорации и актеры, которые каким-то чудом умудряются на них удержаться.
Костюмы, манекены, куклы из папье-маше, и обрывки тканей. Эти вещи разбросаны за кулисами, как беспорядочные сны в голове у творческого человека. Но хаос здесь царит лишь на первый взгляд. В нужное время каждая деталь оживет на сцене по задумке режиссера.
И даже марионетки у Жанти выглядят как живые. Люди же, наоборот, иногда больше напоминают кукол, которых то и дело кто-то невидимый дергает за ниточки.
«Знакомьтесь, это Марио, его прототип - сам Филипп Жанти в детстве. Этой куклой обычно управляют сразу три человека: один - головой и телом, другой - руками, а третий – ногами», - рассказывает актриса Майа Беккен.
Вместе с Жанти в столицу прибыл и другой уже ставший классиком режиссер Деклан Доннеллан. Он работал в лондонском королевском театре, снимал голливудских звезд, но любовь публики завоевал, ставя пьесы главного для себя автора - Шекспира. Москва уже видела его «Бурю», «Гамлета» и «Меру за меру», на этот раз - «Зимняя сказка».
«Шекспир написал эту пьесу уже перед самой смертью, наверное, поэтому сложно сказать это комедия или трагедия. Но она совершенно точно существует с нами в одном времени, ведь она о том, как мы грешим, как потом каемся, как можем обманывать других и себя самих, как мы особенно жестоко поступаем с теми, кого больше всего любим. Все это очень современно и ничего не нужно менять», - говорит Деклан Доннеллан.
Герои и злодеи, несчастные влюбленные и несправедливые властители. Постановка Доннеллана своего рода игра. Без правил. Поэтому не удивляйтесь, когда шекспировские персонажи запоют, будто бы они часть Бродвейского мюзикла, или окажутся гостями скандального ток-шоу.
Королевство, где зима у людей в душах. И как же вернуть обратно когда-то царивший здесь мир и покой? Ни Шекспир, ни Доннеллан не дают однозначных ответов, оставляя зрителям возможность решить самим, должна ли эта история закончиться сказочным образом.