Эксперименты в режиме нон-стоп — лучшие театральные режиссеры на Чеховском фестивале продолжают удивлять зрителей
Лабиринты воспоминаний, загадочные метаморфозы и полное погружение в мир искусства. На Чеховском фестивале лучшие театральные режиссеры со всего мира продолжают удивлять зрителей самыми смелыми сценическими экспериментами.
Укротитель мечты, изобретатель, иллюзионист, создающий в ограниченном пространстве сцены параллельные миры. Робер Лепаж снова в Москве. Он выводил зрителей Чеховского в космос, на «Обратную сторону Луны», через окошко стиральной машины. Заколдовывал их звуками девятичасового спектакля «Липсинк». И собрал для Театра наций такой коллаж «Гамлета», что попасть на него непросто вот уже четвертый год. В этот раз Лепаж привез свою самую камерную феерию — автобиографический спектакль, где он не играет, а вспоминает.
«Мы сейчас одержимы тем, чтобы все запомнить. Только мы используем не собственный мозг, а телефоны или камеры. И мозг отучается помнить. А ведь воспоминания, даже неточные, детские полуфантазии — это самое ценное», — говорит актер, режиссер спектакля «887» Робер Лепаж.
Прогулка по аллеям памяти: он заглядывает в окна родного дома, папин гараж, одним движением руки переносит зрителей в Канаду 60-х, где Квебек горит идеей автономии. История страны, основанная на почти реальных событиях — его детских воспоминаниях.
«Я хочу, чтобы зрители вошли в большую тему через маленькую дверь», — сказал актер, режиссер пектакля «887» Робер Лепаж.
Например, через дверь кукольного домика, что Лепаж, словно волшебник, оживляет разными трюками и метаморфозами. Билеты на исповедь большого художника на фоне крошечного мира раскупили еще зимой.
Десятиминутные овации на спектакле еще одного долгожданного участника фестиваля. Иво ван Хофе — самый востребованный европейский режиссер на Чеховском впервые. Его «Тайная сила» унесла зрителей в колониальную Индонезию, где сталкиваются две культуры: рациональный Запад и мистический Восток.
«Это иллюстрация происходящего сегодня. Никто не понимает друг друга, не слышит, все продолжают бороться. Диалог культур, который всем просто необходим, очень тяжело дается», — говорит режиссер постановки «Тайная сила» Иво ван Хове.
Музыка в спектакле — самостоятельный герой. Западный рояль то конфликтует, то гармонирует с восточными инструментами. У них, кстати, свой ритуальный язык.
Звуки, танцы, видеоинсталяции — авангардист ван Хове рассказывает эту историю не только диалогами, но и яркими образами.
Секреты голландской постановки спрятаны на заднем дворе театра. В Москву привезли четыре грузовика техники. Вот это фактически механическая туча, в которой семь тонн воды. Она подается на сцену по специальным шлангам, чтобы зрители почувствовали на себе всю силу тропического ливня.
Сила Востока похоже захватила Чеховский. Ведь скоро еще и известный британский хореограф Акрам Хан поведает историю женщин из древнеиндийского эпоса о войне. «Пока львы молчат» — это неуслышанная песнь матерей, жен и дочерей, воссозданная в танце. Хан недавно заявил о намерении завершить карьеру танцовщика и сосредоточиться на режиссуре, и, возможно, эта постановка — последний шанс увидеть «танцующего гуру».