Известный российский мультипликатор Александр Петров отмечает 60-летие
Уникальная техника рисования на стекле заслужила признание во всем мире. В 2000-м за работу «Старик и море» Александр Петров получил "Оскар"®.
В маленькой мастерской тихого Ярославля вдали от столичной суеты стоит на полке главная премия Голливуда. Разгадать секрет обладателя статуэтки «Оскара»® мечтают коллеги по цеху со всего мира. Александр Петров — художник, но большинство его творений нельзя повесить на стену.
«Все рисунки, которые делает художник-аниматор — это часть большого действия. И в этом смысле нужно научиться пренебрежительно - с любовью, но небрежно - относиться к каждому своему рисунку», - говорит он.
Александр Петров рисует анимационные фильмы. Или нет, не так. Не фильмы, а ожившие картины. И не рисует, а выписывает на поверхности стекла, словно припудривая подушечками пальцев.
Хижина старика Сантьяго из повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», капризное море - анимация, которая дышит. И зритель уже не здесь, а там, подставляет лицо соленому ветру. Вместе с рыбаком пытается удержать леску.
Как раз за «Старика и море» Петрову дали «Оскара»® в 2000 году. Но в каждом интервью это, пожалуй, самая нелюбимая для него тема. Единственный академик-мультипликатор Российской академии художеств, призер международных и российских фестивалей ищет путь к совсем иной награде - чтобы природа движения рождала движение души.
«Чтобы у человека произошла душевная внутренняя работа, чтобы человек произвел какой-то путь внутри себя во время фильма и после фильма», - говорит он.
Если это ребенок — то пусть смеется. А если взрослый - пусть вспомнит о чем-то важном. И из-под клавиш, например, польется удивительно красивая мелодия «Рио-Рита»… Мультфильм «Еще раз» Петров сделал вместе со своими учениками - молодыми аниматорами. Коммунальное, уличное, трехколесное - детство советского мальчишки под «Рио-Риту», а значит, на дворе неоднозначный 1937-й. Взрослым от мультфильма и смешно, и грустно. А детям хочется хоть на мгновение поменяться с этим мальчишкой местами.
«Мне многие говорили: я с этими образами неделями хожу. Работать хочу, жить хочу, ребенка воспитывать. Главное, что любого просто человека это трогает», - говорит Наталья Малачева.
Наталья — жена Александра Петрова. Не банальное - муза, правильнее - друг. И помощник. Суету жизни, той, которая вне творчества - приглашения на фестивали, награждения - она все берет на себя. Он называет ее — моя Наташа. И добавляет: «Если бы не Наташа, то ничего бы не было».
Они вдвоем в мастерской. Она - за столом, работает с бумагами. Он - за высокотехнологичным мольбертом. Сверху – камера, снизу - несколько слоев матового стекла, это для прозрачности цвета и света в кадре.
Отрывок из анимационного фильма «Моя любовь» по повести Шмелева «История любовная» - совместный проект художника Александра Петрова и Первого канала. Три года вместе с учениками он колдовал над персонажами 26-минутного фильма. Типажи искал в реальных людях, а затем снимал и снимал на камеру актерскую игру, чтобы филигранно прописать чуть ли не каждый взмах ресниц.
Сегодня Александру Петрову исполняется 60 лет. Он не любит шумиху вокруг себя и своего творчества, стараясь максимально тратить силы на любимое дело. Его личная скромность и душа - в каждом кадре его фильмов. И то и другое — сегодня редкость, которой хочется любоваться.