Международный авиасалон МАКС-2017 в Жуковском посетили рекордные 450 тысяч человек
Международный авиасалон МАКС завершился рекордом по числу посетителей - свыше 450 тысяч человек. Основной наплыв был в выходные, то есть, накануне и сегодня. Летная программа, конечно, не единственное, что вызывает интерес. МАКС - это еще и место, где заключают крупные контракты. Само собой, не все продается. Есть образцы, по описанию, вроде как из будущего. Но они уже летают.
Объехать и снять все, что выставили на МАКСе, а это достижение авиастроения из трех десятков стран, было бы проще всего на электрокаре. Размеры экспозиции - как 30 футбольных полей. Вот только маневрировать в потоке зрителей настолько проблематично, что пешком на деле получится быстрее.
Больше 450 тысяч человек - новый рекорд посещаемости крупнейшего в мире авиасалона. МАКС проводится раз в два года, и люди, очевидно, успели соскучится. Стояли в многокилометровых пробках на подъезде к Жуковскому, стояли в электричках, если повезло втиснуться.
От Казанского вокзала до станции «Отдых», где нужно еще пересесть на автобус, чуть меньше часа в пути. Людей очень много, при том что электрички в дни проведения МАКСа ходят каждые пять минут. Испытание чувств для влюбленных в небо - еще в автобусе все гадают, летная ли погода для высшего пилотажа? Но услышав рев двигателей, зрители воодушевляются - суровое московское лето не подвело, лишь в пятницу из-за грозы полеты пришлось прервать на пару часов. А так - как бы не ослепнуть, если не от солнца, то от блеска отполированных машин.
Вот бросают вызов земному притяжению «Русские витязи» и «Стрижи». А вот пилотажники из Арабских Эмиратов раскрасили небо. Но если для зрителей это все-таки шоу, то для профессионалов - прежде всего, рынок. Демонстрация товара лицом, в профиль, во всех измерениях. Коммерческий потенциал, как подсчитали организаторы - на 350 миллиардов рублей.
Высота 200. Самолет то внезапно задирает нос, то тут же переворачивается, то входит в спираль. Су-35 американцы называют самым грозным истребителем в мире. О его старших братьях, Т-50, говорят с придыханием – «пятое поколение». Искусственный интеллект позволят этим самолетам закладывать виражи и уворачиваться от атаки с минимальной дистанции. Но зачем такая сверхманевренность, когда современное оружие позволяет противникам сражаться в воздухе за десятки километров?
«Самолетов может быть много, могут применяться противником различные тактические приемы, создаются помехи. В результате все перейдет в ближний бой, и здесь уже нужен режим сверманевренности. То есть, самолет не теряет своей устойчивости на любых скоростях, плюс он может энергично довернуться и выполнить пуск», - поясняет Герой России Сергей Богдан, заслуженный летчик-испытатель РФ.
На стоянке журналистам разрешили рассмотреть «ПАК ФА» поближе. Из-за соображений секретности на экспозиции его нет. Сразу бросается в глаза многоугольные очертания. Боекомплект - в грузовых отсеках. Это, объяснят летчик-испытатель Сергей Богдан, позволяет ему быть невидимкой для радаров противников и таким заметным для потенциальных заказчиков.
«Я думаю, пока мы о нем знаем совсем немного, но он очень красив в полете. То, что мы увидели - это впечатляет», - говорит Абдалла Аль Хашми, заместитель министра обороны ОАЭ.
У Объединенной авиастроительной корпорации на МАКСе - самый большой стенд. Зрители, даже самые маленькие, могли сами почувствовать себя пилотом истребителя, который здесь считают самой главной премьерой. В реальности МиГ-35 может развивать скорость до 2,5 тысяч километров в час, в то время как у его американского аналога Ф-35 она не больше двух тысяч. Лазерное оружие. Истребитель может вести до тридцати целей одновременно. А в будущем, возможно, еще и сядет на корабль.
«Это новый борт, это комплекс борового оборудования, который позволяет применять всю номенклатуру авиационного вооружения - воздух-воздух, воздух-поверхность, и работа воздух-море. И именно эти качества позволят самолету выполнять все палубные операции наиболее успешно», - объясняет Герой России Михаил Беляев, старший летчик-испытатель корпорации МиГ.
Заказчики, как минимум, из Ирана, Индии и стран Латинской Америки уже сообщили о планах закупать новый самолет. Вообще же Рособоронэкспорт на этом МАКСе заключил 15 контрактов. Сумма, впрочем, не разглашается - большие сделки, как здесь говорят, любят тишину. В отличие от их предмета, самого крупного в мире транспортного вертолета Ми-26. Или, скажем, «ночного охотника». При необходимости он может даже сделать «мертвую петлю».
Китайцы купили десять вертолетов - два пожарных Ка-35, три транспортника Ми-171 и пять легких двухдвигательных машин «Ансат» в медицинской комплектации.
Какой бы ни была политика, а от сотрудничества с Россией не отказываются и традиционные лидеры в области гражданской авиации. «Боинг» строит в России второй завод. Их стенд в день открытия МАКСа посетил Владимир Путин. Рассказали президенту и о том, как в России собирают французские двигатели.
«Мы уже собрали в Рыбинске 250 наших двигателей. Как вы знаете, ими оборудован российский самолет «Сухой Суперджет». И вот что любопытно, - российский филиал показывает отличный рост в производстве. Только в этом году на тридцать процентов», - рассказал Валери Кроль, глава представительства Safran в России.
Авиакомпании, которые будут покупать новый русский самолет, рассказали президенту, смогут выбирать, какие двигатели на него поставить - наши, уже разработанные отечественными конструкторами, или американские. МС-21 - главный конкурент «Боинга-737» и А-320. Сейчас он проходит испытания.
«Почти половину выручки корпорации через двадцать лет должна составлять гражданская продукция. Здесь мы показываем всю линейку самолетов. Сделали уже порядка 130 «Суперджетов», они летают. Много говорим о МС-21, самолета в наиболее емкой нише, в ближайшие двадцать лет будет порядка 15 тысяч самолетов востребовано», - рассказал глава ОАК Юрий Слюсарь.
«Суперджет» на коммерческих линиях уже хорошо известен. Пять самолетов на МАКСе купила Замбия. Идут переговоры о предоставлении самолетов в лизинг крупнейшим авиакомпаниям Европы. «Суперджет» покоряет сердца зрителей и воплощает самые смелые фантазии конструкторов.
Так называемый «спортджет» - самолет Сухого - салон для спортсменов, где прямо на высоте в несколько тысяч метров можно тренироваться - крутить педали велосипеда. На экране - физиологические параметры. Вот кушетка для массажа, там отсек для врачей. Конструкторы предполагают, что после посадки атлеты могут сразу идти на игру.
На МАКСе кажется, что все самое интересное и возможное уже придумали. Даже авиационный электродвигатель.
«Расчеты показывают, что двигатель по своему размеру должен быть не больше, чем обтекатель винта. Тем самым мы получим очень большое аэродинамическое качество, и соответственно безопасность и эффективность этого самолета», - рассказал глава НИИ им. Жуковского Андрей Дутов.
А этот махолет, как его называют, хоть и не встал пока что на крыло, но уже уверенно им машет. По расчетам конструктора, этот не то самолет, не то птица сможет разгоняться до 120 километров в час.
«Вот ручка управления амплитудой махов, а эта ручка открывает газ из баллона, и можно так подобрать, чтобы махи были в резонансе. Это упруго-сгибающееся крыло махолета», - показывает свое творение авиаконструктор Валерий Дарьин.
И все же МАКС - это не только выставка достижений настоящего и будущего. Прошлое, благодаря реконструкторам, выглядело тоже очень эффектно. Легендарный шутрмовик Ил-2 пролежал на дне озера в Мурманской области со времен Великой Отечественной. И вот спустя много лет он привлекает к себе тысячи взглядов.
Огромные очереди, чтобы просто подойти, потрогать. Смотровую площадку на летную программу каждый организовал сам. Пикник прямо на аэродроме - где, как не на МАКСе, такое возможно? Бутерброды и плащ-палатки привезли с собой. Профессионалы и любители, дети и взрослые, москвичи и гости со всех концов страны - впечатлений хватило всем. И даже когда все закончилось, зрители еще долго, как заколдованные, не спешили складывать пледы и зачехлять фотоаппараты, как будто пытались разгадать магию неба.