Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 августа 2017, 21:55

Туристы этим летом все чаще становятся заложниками проблем авиакомпаний и сталкиваются с многочасовыми задержками рейсов

Задержки авиарейсов - еще одна тема, актуальная в сезон массовых отпусков. Самая острая ситуация - с чартерными перевозчиками. Росавиация начала этим летом в ежедневном режиме отслеживать сбои в расписании. Сводки свидетельствуют - в августе по сравнению с июнем и июлем ситуация улучшилась. Самолеты сейчас задерживают на часы, а не на сутки.

«Мы сейчас здесь в обморок начнем все падать! Вызывайте «скорую», чтоб здесь реанимация стояла!» - кричит одна из пассажирок.

Им бы в небо. Но перевозчик самолета не дал. Задерживает рейс. Здесь — на 18 часов. Компания «Вим-Авиа», абсолютный лидер. Сто с лишним опозданий за июнь и июль.

«Представитель не вышел извиниться, нас за людей не считают!» - возмущаются пассажиры.

Задержка рейса! Этим летом — на всех экранах в аэропортах. Авиакомпании словно соревнуются. Хуже, дольше, наглее. iFly вынуждает пассажиров сидеть в аэропорту 49 часов, 44 часа. Постоянно переносят время вылета "Икар", Azur, "Норд-Винд", Red Wings. Страдают сотни тысяч туристов. Сэкономили на чартере.

«Стоимость нашего отпуска сейчас возросла на 50 процентов от первоначально планируемой. Конечно, не очень приятно», - говорит один из пассажиров, Корюн Данилян.

Он планировал отпуск заранее. Море, Карибы, девушка. Забронировал отель. Но авиакомпания не просто сдвинула рейс, а вообще отменила, и пошел он за новыми билетами.

«Очень хочется поехать в отпуск, и он всего лишь раз в год бывает. Для этого перезаключили договор. Вот на текущий момент доплатили за тур еще 40 тысяч рублей. Кроме того, неизвестно, что еще мне придется потратить. Летим другой авиакомпанией. Будет ли отменен, не отменен чартер, перенесен с задержками.

Гарантий нет — авиакомпании перегружены. Люди стали больше летать. По России — на двадцать процентов, за границу — на сорок по сравнению с прошлым годом. Данные Росавиации. Еще и Турцию снова открыли. Туда просто очередь. И перевозчики включают режим «самоуверенность».

«Авиакомпании набирают заказов, которые не могут обеспечить, они просто идут «на авось». Не берется в расчет, что могут быть какие-то поломки воздушного судна, могут быть какие-то отказы, обязательное какое-то обслуживание», - поясняет генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации России и стран СНГ Виктор Горбачев.

Выходит из строя один самолет — рушится все расписание. У чартерных перевозчиков, как правило, всего с десяток воздушных судов. Больше содержать невыгодно ради трех пиковых летних месяцев. Заменить проблемный борт просто нечем, зато чартеры — это дешево, особенно, если летит большая семья. А маршруты — каких нет на регулярных линиях.

Бессмысленно и беспощадно. Очередная задержка рейса. Разгневанные пассажиры перекрыли выход на посадку всем остальным, кроме охраны и сотрудников аэропорта — верх логики.

«Сколько можно терпеть?! Сутки здесь с детьми, все голодные, без воды. В конце-то концов, обратите на нас внимание!» - возмущаются пассажиры.

Обратили. Выдали ваучеры на горячее питание — четыреста рублей. У сотрудника компании — стальные нервы. У пассажиров — раскаленные. Им теперь выбивать компенсацию — да, перевозчик обязан заплатить, согласно Воздушному кодексу. Но только через суд.

За каждый час задержки рейса авиакомпания должна выплатить пассажиру компенсацию — 25 рублей, то есть, достаточно долгое ожидание, например, четыре часа, бессонная ночь в аэропорту — 100 рублей. Затраты на весь самолет, если летит сто пассажиров, составят 10 000 рублей. И плюс бутылочка питьевой воды. Каждому.

И все же. Если рейс задерживают на два часа и больше, пассажиру положена вода, два телефонных звонка или доступ к электронной почте. Свыше четырех часов — горячее питание. Задержка больше восьми часов — гостиница. С чужими людьми селить не имеют права.

«Она выпучила на меня глаза и сказала, что почему я должна вам что-то давать? Нет, я вам ничего не дам. Мы в холле в общем, где ресепшен, спали на диванчиках на этих кожаных, как беженцы какие-то. И, в общем, было жутко», - рассказывает Дарья Смирнова.

Чартерные перевозчики идут на хитрость. И Дарья столкнулась с ней. В договоре прописывается не конкретное время рейса, а число, когда самолет вылетит.

«Если изменение времени вылета чартерного рейса происходит в рамках одних суток,  указанных в договоре, то никаких прав на выплату компенсации турист не имеет. Если иное не предусмотрено в договоре», - объясняет адвокат Клуба защиты туристов Маргарита Еремеева.

Выходит, авиаперевозчики просто не боятся ответственности. Поэтому все чаще штрафы предлагают повысить в разы, ужесточить санкции. Ведь страдают и турфирмы. Чартеры обычно включены в путевку. Срывает рейс авиакомпания, а продлевать гостиницу, требовать компенсацию люди идут к туроператорам.

«Если туроператор недоволен поведением своего партнера, он может дальше подать на него в суд. Но, понятно, что это исключительно теоретические рассуждения. Потому что при том дефиците перевозки, который существует, конечно, ни один туоператор не будет портить отношения с потенциальным поставщиком авиауслуги», - говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Минтранс и Росавиация ситуацию никак не прокомментировали, лишь ежедневно публикуют на сайте списки авиакомпаний-нарушителей расписания. Хотя на пике задержек рейсов обещали жестче наказывать. Предлагали объединяться: у одной компании проблемы — другая спешит на помощь.

«В летний период все самолеты будут востребованы, буквально каждый борт будет наперечет. И поэтому в тот момент, когда у подавляющего большинства авиакомпаний уже законтрактованы цепочки рейсов, найти свободное воздушное судно для выполнения обязательств проблемного перевозчика практически невозможно», - говорит исполнительный директор аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Минтранс пошел на беспрецедентные меры: разрешил иностранным перевозчикам выручать застрявших россиян. Отечественные авиаторы ахнули — деньги уходят. Аналитики считают, что в следующем году ситуация с задержкой чартеров отрегулируется просто по законам рынка. Но в этом августе, говорят знатоки, не время расслабляться — пик сезона еще впереди.

«Желательно денежки не тратить все до конца отпуска, чтобы у вас были деньги на случай непредвиденной задержки в другом государстве на отдыхе или в аэропорту в России», - советует опытный авиатурист Елена Коренева.

Читайте также: