Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 августа 2017, 21:31

Россия присоединилась к Монреальской конвенции, которая повышает материальную ответственность авиперевозчиков

Сегодня в Екатеринбурге пассажиры, вылетающие на Крит, почти весь день просидели в аэропорту «Кольцово». Чартерный рейс был задержан на 10 часов. Подобные сообщения, особенно в сезон отпусков, приходят из российских городов практически ежедневно. 

Но теперь у пострадавших клиентов авиакомпаний появилась возможность получить значительную компенсацию. Россия официально присоединилась к Монреальской международной конвенции, которая в десятки раз повышает материальную ответственность перевозчиков за задержку рейсов, порчу и потерю багажа.

Ей даже показать нечего! Сначала авиакомпания потеряла ее багаж. Когда вернула — пришлось выбросить, в ужасе. Татьяна летела с курорта, в чемодане были непросохшие ласты и маска. Пока багаж искали по аэропортам, все это сгнило вместе с остальными вещами.

«Мне вдруг позвонили из авиакомпании и сказали, через 11 месяцев это произошло, что ваш багаж нашелся, ничего заполнять не нужно, вам сегодня ночью привезут багаж на дом», - рассказала Татьяна Соломатина.

Тогда Татьяна даже не стала связываться с компенсацией – минимум денег, максимум бумажной волокиты. А вот сейчас выплаты были бы внушительными. В России действует Монреальская конвенция. Выплаты авиапассажирам вырастают в десятки раз. Теперь они привязаны не к российскому минимальному размеру оплаты труда, а к международной единице - к так называемым «специальным правам заимствования» - SDR.

Рассчитывается каждый день по-новому. На основе курса пяти ведущих мировых валют — доллара, евро, фунта стерлингов, японской йены и китайского юаня. Например, сегодня, 23 августа, одна такая единица составляет 83 рубля 22 копейки.

А теперь полистаем Монреальскую конвенцию: например, если авиакомпания потеряла, повредила багаж или доставила его не вовремя — пассажиру полагается компенсация до 1100 SDR. Это почти 95 тысяч рублей.

Если рейс задержали – пассажир может отсудить у авиаперевозчика почти 5000 монреальских единиц — 390 тысяч рублей.

В худшем случае, если пассажир погиб, — его родственники могут получить до девяти миллионов в рублевом эквиваленте.

Эти правила действуют на регулярных и на чартерных рейсах. Если они международные. При перелетах по России - без изменений. 600 рублей за килограмм потерянного багажа. 25 рублей за час задержки рейса.

«Конвенция призвана не наказать перевозчика, не ужесточить правила его бизнеса, скорее, а более адекватной сделать компенсацию на стороне пассажира либо грузоотправителя, если говорим о грузе», - поясняет директор Института воздушного и космического права «АЭРОХЕЛП» Олег Аксаментов.

Сами авиаперевозчики восприняли ратификацию Монреальской конвенции спокойно. Ряд ее пунктов даже облегчают бизнес. Да, рейсы задерживают. Да, багаж теряется. Но не факт, что платить пассажирам за это будут авиакомпании. Скорее они начнут страховать свою ответственность.

«Мы не готовим никаких специально фондов, не морозим деньги в расчете на возникновение в массовом количестве каких-то убытков и судебных претензий. Ратификация Монреальской конвенции не влечет автоматически безусловную необходимость выплаты», - поясняет директор по маркетингу авиакомпании «Nordwind» Александр Сухоруков.

«Пассажиру, для того, чтобы получить компенсацию, необходимо будет обратиться в авиакомпанию с обоснованием того, почему он считает, что ему должна будет произведена компенсация», - говорит коммерческий директор «UTair-Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

«В аэропорту сказали, что смысла никакого нет, потому что вы не докажете, что у вас коляска была целая, и найти виновных вы не можете», - рассказала Анастасия Миллер.

У Анастасии так и вышло. Летела на курорт — сломали коляску. Аэропорт, авиакомпания, туроператор помогать отказались. Весь отпуск и еще два месяца дома сын ездил в хромой коляске. Пока не купили новую. Если бы эта история произошла сейчас — Анастасия могла бы получить от авиаперевозчика те самые 95 тысяч рублей. Но только через суд.

«Пассажир должен обратиться к авиаперевозчику с претензией. Но в случае если авиакомпания не готова удовлетворить эту претензию или же не отвечает пассажиру, можно уже обращаться в судебную инстанцию», - говорит исполнительный директор аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

В то же время Монреальская конвенция позволяет авиапассажиру выбрать, с кого он хочет получить деньги - с компании, которая выписывает билет или с фактического перевозчика, когда речь идет о совместных рейсах. Обращаться в суд можно по месту жительства, а не по месту регистрации авиакомпании.

«Монреальская конвенция распространяется на большее количество случаев, связанных с перевозкой пассажиров. И прежде всего она повышает ответственность авиаперевозчика перед пассажирами и тем самым повышает уровень защищенности пассажиров прежде всего с финансовой точки зрения», - отмечает заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.

Пассажиры за компенсациями по новым правилам пока не обращались. Авиакомпании изучают новый документ. Авиаэксперты сходятся во мнении: на стоимость билетов повышение выплат пассажирам по Монреальской конвенции не повлияет.

Читайте также: