Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
31 августа 2017, 09:00

Журналистка Первого канала Анна Курбатова — в безопасности и скоро прибудет в Москву

Корреспондент Первого канала Анна Курбатова, которую накануне похитили в Киеве, в безопасности и скоро вернется домой, уже вечером мы будем встречать ее в редакции. Для нас всех вчера был очень тревожный день - связь с Аней была потеряна, долгое время мы ничего не знали о ее судьбе. И вот теперь сценарий, по которому действовали сотрудники СБУ, известен - увезли, допрашивали, а потом доставили к границе и бросили одну в темноте, без денег и вещей. Сложно даже представить, что Ане пришлось пережить.

Вот такая расплата - за честную работу, а точнее, за репортаж, где наш корреспондент просто называла вещи своими именами. Впрочем, все самое страшное уже позади. Первыми за нашим корреспондентом приехали сотрудники белорусского бюро Первого канала, они оказались ближе всех. Аня наконец выдохнула, немного отдохнула и смогла рассказать все.

«Ничего нет - ни денег, ни ключей, вообще ничего – вот только сотовый телефон вернули и паспорт», - говорит Анна Курбатова.

Куртка, легкий шарф и сумочка на плече. Накануне утром в Киеве корреспондент Первого канала Анна Курбатова вышла в аптеку, у нее уже несколько дней держится высокая температура. Подошли крепкие мужчины, мельком показали какие-то удостоверения, силой затолкали в машину и куда-то повезли.

«Привезли в помещение без вывесок. Вывесок никаких не видела, завели в комнату, там было написано — комната допросов. Два с половиной часа продолжался наш разговор. У меня забрали телефон, забрали паспорт. Я спрашивала, в чем дело. Мне сначала начали задавать какие-то наводящие вопросы, что я здесь делаю, начали спрашивать, каким я считаю конфликт в Донбассе, что я по этому поводу думаю», - рассказывает Анна Курбатова.

Допрос вели сотрудники СБУ. Анне сказали, что она, ни много ни мало, представляет угрозу национальной безопасности и суверенитету страны. Причина: не так выразилась в последнем сюжете о Дне независимости Украины.

"Мы сказали, что как бы неспокойно в Киеве, оно конечно, неспокойно, но это не ваше дело, мы должны, сами тут разберемся. И самое главное, что конфликт в Донбассе мы назвали «гражданской войной», а не «российской агрессией». Мне очень долго и очень фактурно объясняли, что мы должны называть это только "российской агрессией", - рассказывает журналистка.

Итог - выдворение из страны и запрет на въезд на три года. Причем, не дали даже копию постановления. Все только на словах. Впрочем, претензии по поводу того, что журналисты неправильно называют то, что происходит в Донбассе, у украинских властей возникали и раньше. Громкий скандал разразился в 2015 году, когда Киев выразил протест британской ВВС за то, что ее репортеры также использовали термин «гражданская война».

Британцы ответили так: «Британская вещательная корпорация BBC оставляет за собой право использовать различные термины для освещения происходящего на востоке Украины. Использование данного термина не означает, что мы занимаем чью-то сторону, поскольку мы привержены точному, беспристрастному и объективному освещению конфликта на Украине».

Для тех, кто работает в Киеве, называть вещи своими именами не просто нельзя, иногда смертельно опасно. Сразу после сюжета о Дне независимости данные Анна Курбатовой появились на экстремистском сайте «Миротворец». Журналист Олесь Бузина и лидер киевского Антимайдана Олег Калашников незадолго до гибели тоже попали в базу этого сайта.

«Я действительно боялась ходить по улицам, я старалась просить коллег, чтобы меня как-то проводили и не отпускали одну, потому что писали разное. Что до дома я не доеду. Писали открытым текстом, что надо меня подкараулить где-то и бить долго ногами, пока я не умру мучительной смертью. Вот такого рода были комментарии. А потом меня «встретили» сотрудники», - рассказывает Анна Курбатова.

После допроса в СБУ ее снова посадили в машину. Везли несколько часов – голос Ани дрожит до сих пор.

«В сюжетах показывают, как коллег депортировали – что они пешком идут на границу, через лес. Потом начались шутки, что лес, конечно, тоже будет, по пути, мы уже по лесу едем. На самом деле, было страшно до последнего, потому что я до последнего не могла понять, со мной действительно сотрудники СБУ, или что-то еще», - рассказывает журналистка.

Без денег, без вещей - все это сотрудники СБУ забрать не дали – зато теперь уже в безопасности. Лишь здесь, на российской стороне страх немного отпустил. Аня пришла в себя, смогла позвонить родным и коллегам. Впервые за сутки перекусила и выпила чаю.

«Здесь меня встретили пограничники, большое им, конечно, спасибо, потому что отношение совершенно уже другое было. Чай, кофе, плюшки предложили, лекарства, парацетамол. Большое им спасибо за это, потому что было очень страшно, и вот такое теплое отношение сразу здесь на границе...», - говорит Анна Курбатова.

Мы забрали ее на границе. Скоро Аня вернется в Москву. Но вряд ли стоит надеяться на то, что этот инцидент с журналистами последний. Украинские власти, похоже, вошли во вкус. Некоторые, к примеру, жалеют, что нашего корреспондента не использовали в качестве заложника.

«Итак, пропагандистка Курбатова будет принудительно выдворена с территории Украины с последующим запретом въезда из-за антиукраинской деятельности. Это все. Хотя ради справедливости, может, и стоило бы задержать и использовать для обмена на наших заложников», - пишет в своем фейсбуке советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк.

Рецепт свободы слова по-киевски прост: избавляться от неугодных. Только за последний месяц из страны выдворили уже пятерых журналистов.

Анна Курбатова, которую накануне фактически похитили в центре Киева сотрудники СБУ, а затем выслали из страны, сейчас уже на пути в редакцию. Днем по плану она вылетит из Минска в Москву.

Удивляет невнятная и формальная реакция международного сообщество на вопиющую ситуацию, в которой оказалась наша коллега. В ОБСЕ лишь обратили внимание, что высылка журналистов с Украины - это тревожная и излишняя мера, и призвали Киев отказаться от подобной практики. В американском Комитете защиты журналистов также призвали украинские власти обеспечить свободу СМИ.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей