Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 октября 2018, 21:02

Причины аварии корабля «Союз» выяснит специальная комиссия

 

Кирилл Клейменов

Сегодня утром с космодрома Байконур взлетела наша ракета-носитель с российско-американским экипажем на борту. Цель полета – международная космическая станция. Но, как сказал командир миссии: «Быстро мы прилетели». Буквально. Истекала третья минута полета, когда что-то пошло не так. Космонавты аварийно приземлилась. Все, слава Богу, живы и здоровы. Вот видите. Даже красиво приземляется капсула.

Последний раз нечто подобное произошло сорок три года назад. В семьдесят пятом году. Капсула с космонавтами приземлилась в районе Алтая. Так вот тогда перегрузка при приземлении, говорят, была двадцать g. Что это значит? Когда мы стоим – вот как я сейчас – нагрузка на меня один g. Девять g – предельно допустимая нагрузка для военного летчика высшей квалификации. Двадцать – уже за пределами наших с вами возможностей. Такую перегрузку пилоты могут испытывать в момент катапультирования. Но в течение одной секунды. Кстати, именно эта запредельная перегрузка почти всегда является причиной компрессионного перелома позвоночника.

Так что стоит оценить железные нервы и чувство юмора нашего командира экипажа, который в самый острый момент ЧП таким будничным тоном, продолжая выполнять свои обязанности, говорит, что быстро прилетели. А мы как-то почти и забыли, что космонавт – героическая профессия. 

В наушниках космонавтов хит АС/DС сменяется не менее узнаваемой песней группы «Ария». Все штатно – последние минуты перед стартом. И вот зажигание и заветное «Есть подъем».

Голос командира Алексея Овчинина – «бурлак-1» его позывной. «Бурлак 2» позывной астронавта NASA Ника Хейга. Автоматика отрабатывает циклограмму, то есть план полета, штатно. Отделяется первая ступень, сбрасываются створки головного обтекателя, еще несколько секунд и новый доклад на землю.

Спокойный тон командира, докладывающего об аварии, кажется, только подчеркивает серьезность ситуации. Страшно подумать, что испытывают в этот момент родные, только что проводившие космонавтов в полет.

БС – это баллистический спуск. Аварийная система отстреливает капсулу с космонавтами от носителя. Дальше она устремляется к земле с перегрузкой для экипажа в шесть g.

Что же испытывали в этот момент космонавты? Если уж совсем упростить, то каждый пункт перегрузки – это вес человека. То есть при весе 75 килограмм шесть g – это как если бы пришлось держать условно на плечах еще шестерых. Для справки: при семи g в глазах уже начинает краснеть, а дальше потеря сознания, вопрос, конечно, в продолжительности перегрузки и положении тела, но ощущения, в любом случае, не из приятных.

Несколько минут, и спасательная капсула приземляется в 20 километрах от города Жезказган — примерно 450 километров от стартовой площадки на Байконуре. Овчинин и Хейг выходят на связь, и вот рядом с ними уже спасатели и медики, дальше самолет на космодром и осмотр в госпитале. Наверное, только семьи космонавтов знают, сколько на самом деле эмоций в сухой фразе «экипаж здоров, состояние не вызывает опасений». Для жены командира Овчинина, наконец, закончились эти страшные минуты ожидания.

«Гораздо хуже, чем они, наверное, ощущаю себя. Для меня вообще сегодня с утра понятие времени отсутствовало. И так вся была на нервах, а потом, конечно, вообще накрыло», — поделилась Светлана Овчинина.

Впереди разбор полета. Глава Роскосмоса, наблюдавший за стартом, пока не готов говорить о версиях.

«Авария произошла на ракете с очень высокой безаварийной статистикой, это плохая новость. Хорошая новость — отлично сработала система аварийного спасения. И таким образом эти две новости дают результат, что ситуация драматическая, но удалось избежать худшего развития событий», — отметил Дмитрий Рогозин.

Авария пилотируемого корабля дело не просто серьезное. В истории современной России такого еще не было. Так что эксперты обсуждают все больше новость плохую. И высказывают предположения, что же могло случиться.

«Один из боковых блоков нештатно отделился от центрального. В результате вся эта ракетно-космическая система, то есть вторая ступень, третья, спускаемый аппарат закрытый, космический корабль «Союз-МС10», закрытый обтекателем – вся эта связка отклонилась от траектории. Ну, соответственно, произошло аварийное выключение двигателей, и срабатывала система аварийного спасения», — пояснил главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин.

И это происходит с ракетой, которая в принципе летает уже 60 с лишним лет. «Союз-ФГ» – модификация носителя, который вывел на орбиту первый искусственный спутник, а потом и первого космонавта, если вдруг кто забыл знаменитое гагаринское «Поехали». Вроде бы отработанная технология, и на что же нужно махнуть рукой, чтобы получить сбой фактически на ровном месте. Казалось бы, трудно такое представить.

«Как вы можете представить себе, когда наливают в бак разгонного блока больше топлива, чем это требуется. Как ставят датчик вверх ногами, когда у него есть специальная форма, определенное место для крепления. Все вроде предусмотрено, защита от дурака, и тем не менее, ставят, но это абсурдная авария. Если вот подтвердится сегодняшнее сообщение о том, что произошло там неправильное разделение или что-то было с креплением между первой и второй ступенями, это тоже авария из разряда абсурдных», — отметил академик Российской Академия Космонавтики имени К.Э. Циолковского Александр Железняков.

Это, безусловно, предположение, еще не расшифрованы данные телеметрии, которые изучит специальная комиссия, а еще проверит работу предприятия, где ракету собрали. Тогда уже и будут официальные выводы. Но фон, прямо скажем, тяжелый – еще не успели разобраться с дыркой в «Союзе», пристыкованном к международной космической станции, да и другие космические неудачи на слуху. Теперь еще и график полетов к МКС придется пересматривать. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей