Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 ноября 2018, 21:30

Формат встречи Владимира Путина и Дональда Трампа в Париже был изменен по просьбе французской стороны

 

Петр Толстой

Всю неделю лихорадило на внешнем, так сказать, контуре. Сначала выборы в США. Аналитики и политологи захлебывались в прогнозах – кто победит – демократы или республиканцы? И что это для нас значит, кого из крупных бизнесменов внесут в черные списки или что будет с долларом? Потом Париж – как там с Трампом? Будет ли встреча? И если будет, то какая? На ногах или на чем?

Ну и в конце недели – шпионский скандал. В Вене поймали якобы нашего шпиона. Боже мой, какой ужас. Шпионаж, в 21 веке. И против кого? Против единственного нашего западного союзника. Ну, или почти союзника. Или почти единственного. Что же за всем этим стоит и что же с нами будет?

Отвечаю всем заинтересованным лицам: ничего.

Да, я уверен. Все, что с нами будет, зависит только от нас. А не от американского конгресса, не от американского президента и даже не от австрийского полковника на пенсии. Американские довыборы, любые санкции, голословные обвинения европейских гуманистов – все это никак не изменит нашу жизнь, во всяком случае, вреда от этого России гораздо меньше, чем от повсеместного празднования Хэллоуина в школах и детских садах, или распространения протестантских моральных норм на отношения мужчин и женщин в среде либеральной интеллигенции. Все эти дурацкие заимствования и попытки подражания условному Западу или Америке выглядят в России смешно и глупо, потому что мы и они совершенно разные. Разная история, разный менталитет и разные ценности – сейчас это стало особенно заметно, когда ложь и лицемерие уступили место прямым угрозам. 

Формат встречи президента Владимира Путина с Дональдом Трампом в Париже был изменен по просьбе французской стороны. Хозяева обеспокоены тем, что столь резонансное событие отвлечет внимание от главной темы, собравшей во Франции мировых лидеров – столетия с момента окончания Первой мировой войны. Ждали только Путина, и вот он появился. Озабоченность была бы вполне понятной, если бы реальное положение дел в мире не требовало бы как раз обратного – поменьше отвлекаться на мемориальную сторону этого мероприятия, а использовать столь символическую площадку для прямых переговоров тех, от кого зависит судьба мира. Мира, в котором никаких правил больше нет.

«Мы договорились о том, что мы здесь не будем нарушать графика работы принимающей стороны. По их просьбе мы никаких встреч здесь не организуем, а она, возможно, будет, скажем, на полях «20», либо позднее, в любом случае, мы к диалогу готовы. Это же не мы выходим из диалога по ракетам средней и меньшей дальности, это американцы планируют сделать. И они, и мы настроены на то, чтобы восстановить диалог», – отметил Владимир Путин.

Накануне встречи в Париже глава Международного валютного фонда Кристин Лагард опубликовала заявление, в котором не скрывала тревоги от происходящего в мире спустя сто лет после окончания Первой мировой войны.

«Сегодня мы можем увидеть поразительное сходство с периодом до Великой войны. 100 лет назад страны мира отказались от сотрудничества ради игры с нулевой суммой и продвижения своих отдельных интересов. В итоге произошла катастрофа. Недопустимо повторить подобный сценарий», – подчеркнула Лагард.

Аналогии с ситуацией, сложившейся в мире сто лет назад, в последнее время тревожно участились. И дело не только в географическом совпадении линий противостояния. Запад, все еще убежденный в своей победе в Холодной войне, больше не намерен жить по законам, оставшимся в наследство от старого миропорядка. А никаких других правил, кроме права сильного, не существует. Поэтому попытки вернуть происходящее в мире в правовое поле, воспринимаются ими, как слабость, а их апелляции к международному праву – чистое лицемерие.

«На днях наш генерал, отвечающий за европейское командование, сказал, что общее число американских солдат у границ России, уже увеличилось до 66 000 человек. При этом он добавил, что этого мало, так как нужно еще больше «для надежного сдерживания российской агрессии». А я слушаю это, и задаюсь вопросом, а есть ли у этой формулы вообще хоть какая-то грань? До каких пор этот предлог можно использовать и толкать мир к ядерному конфликту?», – задался вопросом бывший член палаты представителей конгресса США Рон Пол.

Но если правил нет, то их нет ни для кого. Поэтому можно выходить из любых договоров и соглашений, нисколько не заботясь о том, что по этому поводу думают союзники. Мы нужны еще и для того, чтобы заткнуть их разинутый от возмущения рот. Президент Франции позволил было себе на этой неделе заикнуться о том, что главной жертвой решения Трампа о выходе из договора о ракетах средней и малой дальности станет Европа. Макрон расхрабрился настолько, что заявил, что Европе пора заняться созданием своей собственной армии, способной защитить ее не только от России и Китая, но и от США.

«В принципе, Европа – мощное экономическое образование, мощный экономический союз, и, в целом, это вполне естественно, что они хотят быть независимыми и самодостаточными, суверенными в сфере оборонной безопасности. Я думаю, что это процесс положительный с точки зрения укрепления многополярности мира», – сказал российский президент.

Однако стоило Трампу вчера ступить на французскую землю, как Макрон, присев на краешек стула, вынужден был признать, что погорячился, и взаимодействие с США в области обороны было и остается для него крайне важным. Еще бы – натовские генералы твердят, что дороги Европы все еще не достаточно хороши для своевременной переброски войск к российским границам.

И пока европейский обыватель погружается в худшие воспоминания, для наглядности – одно за другим учения НАТО. Не успев еще подвести плачевные итоги крупнейших маневров в Норвегии, альянс на этой неделе заявил о начале новых, на этот раз в Польше и на Балтике. Цель – боевое слаживание. Название – «Анаконда».

«На данный момент в мире сложилась напряженная обстановка в плане безопасности. Поэтому, когда мир меняется, то и НАТО должен меняться. Это оборонительные учения, они не направлены против конкретной страны. Наши учения абсолютно прозрачны. Мы всегда приглашаем наблюдателей из России и других стран», – заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Зачем наблюдатели, если НАТО ведет дело к тому, что скоро можно будет наблюдать их ухищрения у российских границ невооруженным глазом. К разряду устаревших сейчас попытаются отнести и конвенцию Монтре, ограничивающую водоизмещение, количество и время пребывания иностранных военных кораблей в Черном море.

Черноморский регион – следующее кольцо «Анаконды». И американцы, воспринимающие православие, как идеологию противника на подконтрольных им территориях, заходят издалека. Ошибается тот, кто думает, что вся нынешняя история с Константинопольским патриархом ограничится Украиной. Когда нет элементарных правил, какие могут быть каноны? Все это элементы последовательной стратегии, делающие абсолютно бессмысленными досужие рассуждения о том, скажутся ли результаты очередных промежуточных выборов в США на отмене санкций против России.

«Демократы заняли очень агрессивную позицию в отношении России, они и дальше будут проталкивать усиление санкций и включение в санкционные списки все новых российских компаний и физических лиц», – сказал экс-сенатор штата Пенсильвания Брюс Маркс.

Демократы получили контроль над Конгрессом и теперь вопрос о новых санкциях против России полностью в их руках. Зато республиканцы контролируют Сенат, так что вожделенная мечта демократов об импичменте президента, так и останется мечтою. Россию же во всем происходящем, может волновать лишь растущий уровень конфронтации внутри самих США. Все эти бомбисты, накануне выборов рассылающие лидерам демократов взрывные устройства чуть ли не с портретом Трампа на этикетке. Сирены тревоги, прерывающие предвыборный телевизионный эфир, скандалы на официальных пресс-конференциях президента. Выясняется, что элементарных правил приличия больше не существует не только во внешней американской политике, но и во внутренней.

Противостояние с Западом будет лишь нарастать. И внутренняя нестабильность в Штатах лишь увеличивает риски. Нынешнее балансирование на грани войны – попытка Вашингтона сохранить свои позиции, но объективные тенденции в мире таковы, что это ему вряд ли удастся. Там это понимают, но будут последовательно рисковать дальше, в надежде избежать проигрыша.

В такой ситуации не может быть посредников, что доказала история с арестом австрийского отставного полковника, якобы шпионившего в пользу России. Австрии, возомнившей было о себе, быстро объяснили, что история ее суверенитета закончилась сто лет назад. Теперь Вена должна радоваться, что ее не заставили никого травить, позволив отделаться дешевым скандалом. Время договоренностей прошло. Ибо никто не верит в их исполнение. Остались личные контакты, в ходе которых можно пытаться нащупать границы допустимого риска.

 

Петр Толстой

Так вот, где они, эти границы допустимого риска? Какой контекст сегодня создан перед встречей президентов России и США – президент Франции Макрон уговорил Путина и Трампа не проводить полноформатную встречу, потому что именно она могла бы стать главным событием парижских торжеств. В последний момент глав России и США рассадили на разные концы стола во время завтрака в Елисейском дворце – видно, политическая ревность скоротечных европейских лидеров оказалась сильнее чувства реальности. А почему – сейчас обсудим.

Ситуацию обсуждают: политолог, преподаватель Университета Ратгерса (США) Сергей Костяев; политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян; лидер КПРФ Геннадий Зюганов; председатель комитета по международным связям Всероссийской политической партии «Партия Роста».

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей