12 августа отмечается День Военно-воздушных сил России
Свою историю в нашей стране ВВС ведут с далекого 1912 года. Пройден огромный путь от примитивных этажерок до самых совершенных боевых джетов. И это не говоря о системах вооружения.
Уникальные кадры: истребители МиГ-31 с ракетным комплексом «Кинжал». До этого свою секретную разработку в действии военные еще не показывали. Неуязвимы и способны развивать скорость, превышающую звуковую в 10 раз — ракеты «Кинжал» уже стоят на боевом дежурстве.
Ноухау отечественной оборонки лишь предстоит серия опытных испытаний. Недавно состоялся его первый полет. Тяжелый ударный беспилотник разработчики нарекли «Охотником», благодаря применению специальных материалов и покрытию корпус практически невидим радарами противника. Двадцатитонный летательный аппарат способен проводить «разведку боем» — на борту установят пушки и ракеты. Команды «Охотник» получает с земли при помощи новейшей «информационно-управляющей системы».
«Она замыкает на себя все системы, все датчики и решает все тактические задачи, предоставляя летчику возможность выбора тех или иных стратегических решений», — поясняет начальник научно-технического центра ОКБ Сухого Александр Баранов.
Святая святых: конструкторское бюро имени Сухого. Здесь и зародилась эта система управления. Оказалось, что программа, которую начали создавать еще в 2001-м для летчиков-истребителей идеально подходит и для боевых беспилотников.
Система может работать как автономно, так и по командам от наземных пунктов, других самолетов, это уже реализовано в логике работы.
Ушли в прошлое большинство механических кнопок и тумблеров, теперь кабины летчиков напоминают те, что все мы видели в фантастических фильмах.
«Процедурный тренажер самолета Су-35. Перед нами так называемая «стеклянная» кабина, как сейчас любят говорить. Здесь нет аналоговых приборов, здесь везде многофункциональные индикаторы. Я могу настроить все так, как удобно мне при выполнении полета», — отмечает начальник бригады отдела технических средств обучения ОКБ Сухого Юрий Завгороднев.
Современный истребитель поколения 4++ Су-35 — это модернизированная версия его предшественника Су-27. Здесь увеличен летный ресурс — 6000 часов, причем этот самолет, уверяют создатели, прослужит как минимум 30 лет.
«Очень большие возможности в области применения оружия, в плане своих маневренных характеристик, боевого применения, самолет стал очень мощный, может выполнять практически все воздушные боевые задачи как по земле, так и по воздуху», — отмечает старший инструктор, летчик Юрий Спрядышев.
Быстрее, выше, мощнее: на смену этим самолетам уже приходят истребители пятого поколения. Су-57 превосходит аналоги по всем параметрам, кроме сверхзвуковой крейсерской скорости способен летать с большими перегрузками. Все это благодаря в том числе и инновационным деталям.
«В левой руке у нас деталь напечатана на 3D-принтере металлом, в правой руке — деталь, изготовленная с помощью литья. Вот эта деталь легче и жестче своего аналога», — поясняет начальник бригады гибридного проектирования и бионического дизайна ОКБ Сухого Валентин Мартынов.
Быстрее и маневренней не только в бою, но и на показах. Командир авиационного звена «Стрижей» Дмитрий Косоруков за штурвалом уже 19 лет. Более полтора тысяч часов в небе. Отец — танкист, а Дмитрий выбрал авиацию. Еще в детстве конструировал планеры на балконе. Так увлечение превратилось в нечто большее.
«И работа, и удовольствие, и азарт. Без этого мало себе жизнь представляешь. 12 августа в основном отмечаем на аэродромах, где-то на показах. Профессиональный праздник, чтим память, набираем ветеранам — поздравляем тех, кто нас обучал, инструкторов», — рассказывает командир авиационного звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» Дмитрий Косоруков.
Сегодня Дмитрий вместе со своими коллегами-летчиками снова на взлетной полосе. Фигуры высшего пилотажа, отточенные годами, увидят тысячи человек. Возможно, кто-то там на земле, как и он, тоже заболеет небом.