Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
12 октября 2019, 21:17

Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым

Однако, здравствуйте!

Решение Шведской академии о присуждении Нобелевской премии по литературе за 2019 год Петеру Хандке — это, безусловно, вызов европейской политкорректности и всем политическим стандартам там принятым.

Петер Хандке — австрийский писатель, драматург, сценарист и режиссер, постоянный соавтор Вима Вендерса, с которым они написали сценарий знаменитого «Неба над Берлином». Вошел в литературу, как бунтарь и провокатор, первая пьеса которого называлась «Оскорбление публики». Хандке, с детства воспитанный в католической традиции, в знак протеста против действий Запада в Югославии принял православие. В 2006 году Хандке вынужден был отказаться от присужденной ему премии Генриха Гейне из-за обвинений в просербской позиции.

Кстати, почти зеркально повторяет историю Пастернака, которого вынудили в 1958 году отказаться от Нобелевской премии за «антисоветский роман» «Доктор Живаго». Еще и поэтому решение Шведской академии со всем основанием можно считать манифестацией. Литературную нобелевку последние годы мучают скандалы, из-за которых в прошлом году премия вообще не присуждалась. И решение таким способом восстановить свою репутацию дорогого стоит. Что и было правильно понято.

«Никогда не думал, что почувствую ощущение тошноты от Нобелевской премии», — заявил премьер Албании Эди Рама. «Мы ошеломлены выбором писателя, использовавшего свою публичную роль для того, чтобы подорвать историческую правду и предложить публичную поддержку людям, осуществлявшим геноцид...», — это уже из заявления Пен-центра Соединенных Штатов.

Вот именно про эту «историческую правду» говорил Хандке в своей речи не похоронах Слободана Милошевича, которую он произнес по сербохорватски.

«Мир, так называемый мир, знает все о Югославии, о Сербии. Мир, так называемый мир, все знает о Слободане Милошевиче. Так называемый мир знает правду. Вот почему, так называемого мира сегодня здесь нет. И не только сегодня, и не только здесь. Я правды не знаю. Но я смотрю. Я слушаю. Я чувствую. Я помню. И вот почему я сегодня здесь — близко к Югославии, к Сербии, к Слободану Милошевичу».

«Югославия во время Второй мировой войны, — писал Хандке в Figaro в 2008 году, — была страной, которая (почти) сама себя освободила от нацисткой оккупации. О чем бы они сегодня подумали, эти партизаны, эпохальные участники сопротивления, словенцы, хорваты, боснийцы, сербы, македонцы, а так же и албанцы, услышав припев, что великая Югославия, за которую они сражались вместе, стала в нынешние времена «искусственным государством»?... Признавая албанское Косово, государства западной шпаны, которые вначале бомбардировали и разрушали сербскую Югославию, сочинили теперь между собой государство шпаны в его идеальном виде... Признавая албанское Косово, наша почтенная Европа, определенно, утеряла собственное сердце».

Хандке, как и Ольга Токарчук, которой вручили премию за 2018 год, конечно, блестящие литераторы. Но мы ж понимаем как, по каким принципам Шведская академия выбирала лауреатов? И Пастернака, и Солженицына, и Рушди, и Алексиевич. Неужто в европейских мозгах что-то повернулось? Неужто не все потеряно? Как это звучит в «Небе над Берлином» Вендерса и Хандке на фоне еще не снесенной еще Берлинской стены:

«Мы даже не были зрителями — мы слишком мало здесь бывали. Я хочу вмешаться в ход истории. Я слишком много отсутствовал, слишком долго был в стороне, долго был вне мира».

Однако, до свидания!

Читайте также: