Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
16 декабря 2014, 12:12

«Вишневый сад» в постановке Льва Додина представят московской публике

Возвращение к чеховским героям 20 лет спустя. Фестиваль "Сезон Станиславского" представляет последний спектакль основной программы этого года - "Вишневый сад" в постановке Льва Додина. В новой режиссерской версии действие не ограничивается сценой, а его участниками становятся зрители. Погружению в атмосферу пьесы предшествовали репетиции в красивейших германских и российских садах.

Раневская говорит о вишневом саде несколько патетично, принимая красивые позы, как звезда немого кино. Впрочем, тут же сама над собой посмеивается. Гаев зачем-то ищет подтверждения ее слов в энциклопедии – даже здесь их сад упоминается, ну как можно его вырубить! Купец Лопахин, словно не замечает этой проникнутой любовью непрактичности – снятые на кинопленку ряды деревьев в цвету оказываются лишь фоном для его бизнес-плана.

Лев Додин второй раз возвращается к теме "Вишневого сада" – его первая постановка вышла 20 лет назад.

"Для меня много значила первая работа, и я не переставал думать, что вышло, что нет, что услышалось, что нет. А во-вторых, Чехов такой автор, по которому часто проверяешь жизнь", - сказал худрук Академического Малого театра – Театра Европы Лев Додин.

Трагедия обитателей имения в этой трактовке Додина обретает новый смысл – к каждой личной драме примешивается неумолимо приближающаяся историческая катастрофа.

"Это не история личных взаимоотношений конкретных людей, не трагедия, не любовь. Волна истории набегает на песок, а они - все песчинки, они все находятся во власти течения времени и истории", - сказала заслуженная артистка РФ Ксения Раппопорт.

Новую версию "Вишневого сада" Лев Додин перенес со сцены прямо в зрительный зал. Например, бильярдный стол, рядом – садовая лестница, а здесь – старинный кинопроектор. Немного странное ощущение: между актерами и зрителями нет дистанции. Зрители, словно гости в имении Раневской, участники чеховской трагикомедии.

В таком переносе действия свой подтекст – герои пьесы слушают, но не слышат друг друга – не отделенные друг от друга театральными подмостками зрители и актеры, по замыслу режиссера, тоже начинают иначе разговаривать и воспринимать сказанное.

Они не меняли пьесу, а как будто читали ее под увеличительным стеклом – любовь Вари и Лопахина в сегодняшней постановке на первом плане. Любовь обоюдная, но обреченная: эти люди из двух миров никогда не могут быть вместе. Впрочем, фигура Лопахина, дельца-материалиста, совсем не столь однозначна.

"Один из самых трагических персонажей в пьесе, потому что все его поступки, энергия уничтожения спровоцированы его травмой, чудовищной психологической травмой, которая идет с детства", - говорит актер Данила Козловский про своего героя.

"Мне кажется, это получилась невероятно чеховская история по вкусу, по натуре, по своему рисунку", - говорит актриса Елизавета Боярская.

Актеры специально ездили в Германию, чтобы несколько дней провести в настоящем вишневом саду: вдохнуть запах цветущих деревьев, познакомится с людьми, которые ухаживают за ним из поколения в поколение.

Раневская и Гаев попросят Лопахина только об одном – взглянуть на это счастье на экране еще разочек, в ответ он небрежно вручит им пару железных коробок с кинопленкой. Белый экран спадет как пелена, за ним - стена из свежеспиленных деревьев. На ней - проекция будущего героев. Время не пощадит никого.

Читайте также: