«Вишневый сад» в постановке Льва Додина представят московской публике
Возвращение к чеховским героям 20 лет спустя. Фестиваль "Сезон Станиславского" представляет последний спектакль основной программы этого года - "Вишневый сад" в постановке Льва Додина. В новой режиссерской версии действие не ограничивается сценой, а его участниками становятся зрители. Погружению в атмосферу пьесы предшествовали репетиции в красивейших германских и российских садах.
Раневская говорит о вишневом саде несколько патетично, принимая красивые позы, как звезда немого кино. Впрочем, тут же сама над собой посмеивается. Гаев зачем-то ищет подтверждения ее слов в энциклопедии – даже здесь их сад упоминается, ну как можно его вырубить! Купец Лопахин, словно не замечает этой проникнутой любовью непрактичности – снятые на кинопленку ряды деревьев в цвету оказываются лишь фоном для его бизнес-плана.
Лев Додин второй раз возвращается к теме "Вишневого сада" – его первая постановка вышла 20 лет назад.
"Для меня много значила первая работа, и я не переставал думать, что вышло, что нет, что услышалось, что нет. А во-вторых, Чехов такой автор, по которому часто проверяешь жизнь", - сказал худрук Академического Малого театра – Театра Европы Лев Додин.
Трагедия обитателей имения в этой трактовке Додина обретает новый смысл – к каждой личной драме примешивается неумолимо приближающаяся историческая катастрофа.
"Это не история личных взаимоотношений конкретных людей, не трагедия, не любовь. Волна истории набегает на песок, а они - все песчинки, они все находятся во власти течения времени и истории", - сказала заслуженная артистка РФ Ксения Раппопорт.
Новую версию "Вишневого сада" Лев Додин перенес со сцены прямо в зрительный зал. Например, бильярдный стол, рядом – садовая лестница, а здесь – старинный кинопроектор. Немного странное ощущение: между актерами и зрителями нет дистанции. Зрители, словно гости в имении Раневской, участники чеховской трагикомедии.
В таком переносе действия свой подтекст – герои пьесы слушают, но не слышат друг друга – не отделенные друг от друга театральными подмостками зрители и актеры, по замыслу режиссера, тоже начинают иначе разговаривать и воспринимать сказанное.
Они не меняли пьесу, а как будто читали ее под увеличительным стеклом – любовь Вари и Лопахина в сегодняшней постановке на первом плане. Любовь обоюдная, но обреченная: эти люди из двух миров никогда не могут быть вместе. Впрочем, фигура Лопахина, дельца-материалиста, совсем не столь однозначна.
"Один из самых трагических персонажей в пьесе, потому что все его поступки, энергия уничтожения спровоцированы его травмой, чудовищной психологической травмой, которая идет с детства", - говорит актер Данила Козловский про своего героя.
"Мне кажется, это получилась невероятно чеховская история по вкусу, по натуре, по своему рисунку", - говорит актриса Елизавета Боярская.
Актеры специально ездили в Германию, чтобы несколько дней провести в настоящем вишневом саду: вдохнуть запах цветущих деревьев, познакомится с людьми, которые ухаживают за ним из поколения в поколение.
Раневская и Гаев попросят Лопахина только об одном – взглянуть на это счастье на экране еще разочек, в ответ он небрежно вручит им пару железных коробок с кинопленкой. Белый экран спадет как пелена, за ним - стена из свежеспиленных деревьев. На ней - проекция будущего героев. Время не пощадит никого.