Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
4 января 2015, 18:18

В Петербурге представили большую премьеру — «Царь Борис» по опере Мусоргского «Борис Годунов»

В Санкт-Петербурге для ценителей высокого искусства приготовили необычный новогодний подарок. Михайловский театр выбрал для первого в этом году спектакля оперу "Борис Годунов" Модеста Мусоргского.

Причём, это первая, оригинальная партитура, которая ставилась на сцене буквально несколько раз. Усилить эффект помогают и старинные инструменты, поэтому в результате получилась версия "Годунова", которую даже сам автор не слышал.

Казалось бы, странное решение для оперного жанра. Отрывки из "Истории государства Российского" зачитывают на сцене, и не раз. Как поясняют создатели, текст Карамзина помогает погрузиться в атмосферу тех лет. Костюмы же героев, как и декорации – напротив, просты и лаконичны, они лишь обозначают для зрителей ключевые моменты - престол, народ, тёмное смутное время.

В театре постановку "Царь Борис" принципиально не называют оперой. Это музыкально-литературное произведение, в основе которого лежит нетронутый оригинал Модеста Мусоргского.

Дело в том, что знаменитый композитор написал две партитуры для "Бориса Годунова". Первую, авторскую, он представил в 1869 году. Но в постановке было отказано. Официальная причина – отсутствие выигрышного женского образа. Мусоргский переписал произведение, и лишь тогда состоялась премьера. Вторую версию услышал весь мир, а вот первая, оригинальная, ставилась всего несколько раз. Поэтому музыканты, как и зрители в зале, чувствуют себя отчасти первооткрывателями Мусоргского.

Сергей Лейферкус тоже впервые столкнулся с партией Бориса Годунова. Всемирно известный певец её ни разу не исполнял – он специально прилетел в Россию ради двух представлений. За трагической историей царя "не по крови" он видит другое: человека, которого мучает глубокий комплекс вины перед собой и перед народом.

"Партия вырывает сердце из тебя. И она не может исполняться просто как певческая партия. Это в первую очередь драматическая партия", - говорит он.

Дирижёр Владимир Юровский специально пригласил 30 британских музыкантов, которые играют на исторических инструментах, чтобы звучание оригинальной партитуры было схожим с представлениями Мусоргского в XIX веке. Так, первая скрипка на вид – как и остальные в оркестре. Но струны - не металл! Они скручены из овечьей шерсти. У аутентичных инструментов даже частота звука – другая.

"Вместо 442 Герц для ноты "Ля", здесь 438 Герц. И для людей с абсолютным слухом звучание получается чуть ниже", - поясняет Маргарет Фолтнесс, первая скрипка, концертмейстер Оркестра Эпохи Просвещения.

"Эта опера никогда вообще не исполнялась на тех инструментах, для которых она была написана. И даже сам автор никогда этой версии не слышал. Поэтому множатся непривычность самого звучания инструментов на непривычность партитуры", - говорит художественный руководитель постановки, главный дирижёр Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский.

Поэтому сказать, что "Царь Борис" - это очередная постановка Мусоргского, нельзя. Скорее, это попытка заняться музыкальной археологией, в которой слой за слоем проявляются новые смыслы и звучания.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей