На Чеховском фестивале в Москве китайские артисты представят оперу «Женщины-генералы семьи Ян»
Мировая премьера на Чеховском фестивале. Секреты китайской оперы, которые оберегали веками. Каждый жест актера, каждая деталь в одежде и гриме, каждая нота могут быть тайными знаками для посвященного зрителя. К российским гастролям авторы спектакля готовились два года.
Уверенным шагом, словно выстукивая музыкальный ритм ногами, перед зрителями появляются "Женщины-генералы семьи Ян". С первых секунд они переносят зрителя в Китай XII века — эпоху бескомпромиссных императоров и ожесточённых войн.
Опасные и беспощадные, в трудный для родины момент именно они возглавили войско и встали на защиту своих земель. Но как одолеть самого коварного царя в империи?
"Их мужей убили на войне. Хотят ли они просто отомстить? Не думаю. Ими движет любовь к родине. Такая любовь, какая бывает у матери к ребёнку. Я уверена, вы, русские, поймёте нашу историю и без перевода", - говорит актриса Линь Ин.
В этой войне перед зрителем развернётся настоящая битва искусств. Традиционное китайское пение сменяется элементами восточных единоборств и акробатическими трюками. Все движения выверены с каллиграфической точностью. Только над мимикой актрисы работают по несколько часов в сутки, в очередной раз доказывая, что главное оружие женщины — убийственный взгляд.
"Наш спектакль нужно не просто смотреть. Его надо разгадывать. Здесь всё построено на символах. В европейском театре, если актёр хочет выпить воды, он берёт стакан и пьёт. А нам не нужен стакан. Мы покажем это языком жестов", - поясняет режиссёр Чжан Цзяньбинь.
Техничными движениями, звенящим голосом и ослепительными нарядами артисты Оперы Мин будто гипнотизируют зрителя. И кто теперь поверит, глядя на воздушное исполнение, что костюм каждой актрисы весит 10 килограммов?
Такому гардеробу позавидует любой модный показ. Специально для премьеры в Москве китайские артисты привезли свои лучшие костюмы. Тончайший шёлк и вышивка золотой нитью, каждая деталь может многое рассказать о владельце наряда. Например, в красное облачаются невесты, зелёное носят люди только пожилого возраста, а жёлтый цвет — цвет императора.
Вооружившись кисточками и палитрой, они более двух часов колдуют над гримом, парикмахеры с помощью клея и накладных волос сооружают замысловатые причёски. Будто по мановению волшебной палочки, артисты превращаются в легендарных персонажей. Характер каждого героя написан у него на лице.
"Сочетание белого и чёрного говорит о том, что я смелый и доблестный воин. А эти изгибы намекают, что со мной лучше не спорить — я очень упрямый", - говорит актёр Ган Ха Йонг.
За время спектакля музыка не смолкает практически ни на минуту. Трещотки из бамбука, флейты. Но первую скрипку в этом оркестре играет эрху — старинный китайский инструмент. А ориентируются музыканты не на ноты, а на цифры.
"Такая запись музыкальных произведений появилась ещё в Древнем Китае. И на наших национальных инструментах мы играем только по этим записям. Вы слышали звучание — по нотам так не сыграешь", - говорит один из музыкантов, Чен Чанг.
К российским гастролям труппа готовилась почти два года. Фрагменты этого спектакля уже представляли публике Франции, Японии, Сингапура. Но только зрители Чеховского фестиваля первыми в мире увидят оперу целиком.