Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
4 ноября 2015, 21:34

В Манеже открылась выставка советской живописи 20-40-х годов

Выставка охватывает главные вехи 20-40-х годов. Картины, ставшие классикой отечественного искусства, привезли из коллекций крупнейших музеев. Организаторы выставки говорят: будет много аллюзий и пищи для размышлений. Архитектурные утопии, трансформация образа Ленина и многое другое, как отмечают учредители, выводы об увиденном - за зрителем.

Картины, ставшие классикой отечественного искусства, привезли из коллекций крупнейших музеев. Организаторы выставки говорят: будет много аллюзий и пищи для размышлений. Архитектурные утопии, трансформация образа Ленина и многое другое, как отмечают учредители, выводы об увиденном - за зрителем.

Большое путешествие по короткому отрезку яркой и противоречивой эпохи. С 1925 года до конца Великой Отечественной. Как части исторического пазла — 80 картин, без которых представить советскую живопись невозможно.

Тут разные темы, но одна задача — рассказать не столько о стране в конкретный период, сколько о надеждах людей, которым и жить, и строить так часто помогала мечта. На полотнах Александра Лабаса эти грезы о светлом будущем буквально материализуются. В каждом взмахе кисти — любование свежестью юного мира, где люди и не люди вовсе, а неземные создания, воздушные и легкие. На картине детдомовцы, задрав головы, разглядывают техническое чудо — дирижабль, больше напоминающий летающую тарелку. А тут уже сам художник смотрит на город мечты с высоты птичьего полета, будто не веря: будущее наступило. Для Лабаса в ощущении запредельной скорости и есть "дыхание времени".  

"Это, наверное, важнейшая часть идеологии того времени, когда человеку внедряют в сознание, что возможно все, что все существующие земные законы можно преодолеть, что реки можно повернуть вспять и что человек может и должен летать, и он летает", - отмечает директор Третьяковской галереи, куратор выставки Зельфира Трегулова.

Штрих за штрихом — и моделируется этот великий советский миф. Руками художников поэтизируются рабочие будни, демонстрации, даже утренняя зарядка. У Александра Дейнеки если спортсменки, то обязательно комсомолки и красавицы не бегут, а будто отрываются от земли. Культ здоровья - это про них, молодых, крепких и выносливых. Впрочем, кому девиз "быстрее, выше, сильнее", а кому тихое семейное счастье. У Кузьмы Петрова-Водкина товарищи — просто влюбленные, мечтают о будущем, кротко сложив руки на коленях. Но что может передать состояние спокойствия, умиротворения лучше, чем спящий ребенок. И снова образ-символ — жизнь в стране цветет пышным цветом, как этот яркий букет.

"Это такое белое, космическое пространство, в котором лежит, свернувшись калачиком, этот ребенок, зародыш такой и эмбрион будущего, осененного надеждой, верой в счастье", - поясняет Зельфира Трегулова

Надежда, вера, счастье — чувства и эмоции тут, конечно, на заказ. Но тем интереснее следить, как художники лавировали между собственным стилем и генеральной линией партии. Картина Петрова-Водкина, по словам экспертов, хоть и рассказывает о трех бойцах, вспоминающих убитого товарища, но восходит к иконографии. А полотно Дейнеки Оборона Петрограда" и вовсе предвосхищает появление так называемого "сурового стиля", возникшего только в конце 50-х.

"Конечно, был госзаказ, конечно, существовало сильное давление на художников и, конечно, самое главное, - великие художники оставались художниками, прежде всего, они находили возможность. И речь идет даже не столько о компромиссе, сколько о позиции художника над схваткой", - отмечает режиссер, продюсер, куратор выставки Эдуард Бояков.

Вся выставка как возможность проследить: художественный язык менялся год от года. Чем ближе конец 30-х, тем меньше романтической дымки. Наивность сменяется строгостью. Мечтатели уже просто товарищи.

"Если мы посмотрим работы еще больше подходящие к рубежу войны, то там уже от легкости не осталось и следа. Уже человек крепко стоит на ногах, руки налиты силой, он готов этими руками крушить врага или ковать железо. Он уже такой хтонический герой, который борется с мировым злом", - отмечает куратор выставки Дмитрий Ликин.

Портрет эпохи — в каждом из 12 залов. Но самым важным организаторы выставки считают этот - под названием "Великая война". Пять картин, как пять опорных точек в создании образа народа-победителя. И каждая  военную тематику раскрывает через библейские сюжет. У Сергея Герасимова "Мать партизана" смело стоит перед немецким захватчиком, будто перед Голиафом. У Александра Лактионова "Письмо с фронта" — благая весть, оно буквально светится. А пол под ногами героев почти проваливается. Эта и есть логическая точка всей экспозиции. Картина, в которой главный нерв эпохи - вера в будущее, которое строится на таком непрочном настоящем.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей