В Третьяковской галерее открывается выставка знаменитого художника-портретиста Фёдора Рокотова
У поклонников живописи в эти дни есть дополнительный повод сходить в Третьяковскую галерею - там открылась выставка знаменитого портретиста Фёдора Рокотова. В XVIII веке позировать ему считала за честь вся российская знать. Не была исключением и сама Екатерина Вторая.
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач…
Эти строки поэта Николая Заболоцкого посвящены ей, графине Струйской. Ее портрет называют "Джокондой" Федора Рокотова - визитной карточкой художника. Размытые контуры и минимум деталей, чтобы не отвлекать от главного сокровища — глаз девушки.
"Посмотрите, кажется, как будто бы из старинного зеркала, покрытого пылью веков, или как из тумана действительно возникает, выплывает это лицо", - говорит доктор искусствоведения Людмила Маркина, заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи.
Потрескавшийся лак — будто поцарапанное окно в прошлое, а лица за ним - как живые. Мудрость взгляда в сочетании с нежным румянцем — этот портрет Екатерина II любила больше других.
"Рокотов — единственный из русских художников, которому позировала сама императрица. Более того, в 1776 году, когда сюда приехал шведский художник Александр Рослин и написал ее портрет, он известен в Эрмитаже, ей он не понравился. Она пишет французскому корреспонденту Гриму: "Рослин написал меня наподобие шведской кухарки". И повелела писать лицо "по Рокотову", - рассказывает Людмила Маркина.
Величайший портретист своей эпохи, Рокотов уже к тридцати годам обзавелся собственной мастерской, которой у многих художников не было до конца жизни. Воронцовы, Голицыны, Орловы — вся знать Петербурга и Москвы заказывала ему портреты. Для выставки собрали эталонные сорок картин из коллекций лучших музеев.
"Мы этой выставкой, довольно камерной, немасштабной, наверное, хотим показать, что Третьяковская галерея может быть разной. В особенности после огромного успеха выставки Серова мы показываем совершенно иное искусство, совершенно иного художника, но и в том, и другом случае, это мастера, в творчество которых нужно вглядываться, вдумываться, вчувствоваться", - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Порой это все, что остается делать, еще и потому, что люди на полотнах — незнакомцы. Художник писал портреты целым семьям, и они веками оставались в фамильных собраниях. Поэтому исследователи по сей день не знают точно, сколько всего картин написал Рокотов, а имена многих героев утрачены, так что каждый такой холст - ребус.
Долгое время искусствоведы были уверены, что именно сын Екатерины II и графа Орлова Алексей изображен на этом безымянном портрете. Но выяснилось, что за мужчиной скрывается… женщина. Как показала рентгенограмма, мужской кафтан и треуголку художник написал поверх женского платья, но лицо оставил неизменным. И принадлежит оно, скорее всего, первой жене графа Струйского, Олимпиаде.
"Даже здесь можно увидеть — была серьга, она закрашена. Был вырез ее платья. Что это? Почему? Никакой другой портрет не был переписан Рокотовым. С чем связана эта тайна?" - задаются вопросами искусствоведы.
После себя художник оставил немало загадок. Готовя выставку, эксперты Третьяковки сделали открытие. На отдельной стене - пять портретов из запасников галереи, которые до сегодняшнего дня считались картинами Рокотова.
"Даже если вы посмотрите, они в одном ряду висят. Раньше они считались картинами кисти Рокотова, но они между собой очень не похожи. Они между собой настолько разнятся, что сложно предположить, как они могли мыть отнесены к руке одного портретиста", - объясняет куратор выставки Наталья Преснова.
Еще одну тайну скрывал хрестоматийный портрет Екатерины, который висел в основных залах галереи. Хотя концепция и подпись Рокотова, писали картину, как считают в Третьяковке, его ученики. Организаторы намеренно включили все эти работы в экспозицию, ведь в жизни и творчестве художника еще немало загадок. И каждый, придя на выставку, сможет разгадать одну из них.