Московский театр «Современник» в эти дни даeт спектакли в столице Франции
"Вишнeвый сад" и "Крутой маршрут" 4 вечера подряд.
Репортаж Жанны Агалаковой.
Всяк входящий поначалу столбенеет. В сердце Парижа, в фойе знаменитого театра, на сцене которого играли Роми Шнайдер, Пьер Ришар и Ален Делон - их встречает огромный, больше человеческого роста бронзовый вождь народов.
Зритель: "Впечатляет. Я когда вошел, даже испугался!"
Зритель: "Это все так знакомо, я 23 года назад уехал из Польши, социалистической Польши, понимаете?"
Во Франции "Современник" не выступал никогда. Так получилось, что объехав с гастролями полсвета, в эти театральные края труппа не заглядывала. Но лишних билетов не будет. В зале - аншлаг.
"Крутой маршрут" - по нынешним меркам долгожитель. Ни в каком другом театре России не осталось спектаклей, рожденных временем гласности. А он как собирал полные залы, так и продолжает собирать.
Марина Влади, смущаясь, позирует в антракте у афиши. Знаменитая актриса пришла сюда не себя показать, а других посмотреть.
Марина Неелова 18 лет играет в этом спектакле главную роль. Фактически он был поставлен, как говорят в театре, "на нее". Со своей героиней - Евгенией Гинзбург - Неелова не встречалась никогда - разминулись во времени. Но это не принципиально.
Марина Неелова, актриса: "Я думаю, что просто в нас генетически заложено это чувство".
Марина Александрова, актриса: "Скорее психологически настраиваешься не на роль даже, а на весь спектакль. Потому что в этом спектакле очень важно коллективное сосуществование, коллективная отдача..."
За почти два десятилетия в спектакле сменился не один состав. Последние перемены - как раз накануне гастролей. Исполнительница роли Ани Маленькой Людмила Крылова сломала руку. В спектакль пришлось срочно вводить новую актрису. У Даши Белоусовой было всего 3 дня, чтоб выучить текст и войти в образ непоколебимой коммунистки, матери двоих детей.
Все, что имеет отношение к нормальной человеческой жизни, актерам на этом спектакле запрещено. Украшения, маникюр. Чтобы все было, как в жизни, чтобы они в кожей ощущали себя там, в ГУЛАГе.
18 лет на этом спектакле публика не может сдержать слез и в финале аплодирует стоя: в Москве, в Нью-Йорке, в Хельсинки, в Риме. А теперь - и в Париже.