Театр Современник показал в Париже спектакль, поставленный восемнадцать лет назад
Его создателям, воплотившим на сцене трагические судьбы людей, прошедших сталинские лагеря, французские зрители аплодировали стоя.
Репортаж Жанны Агалаковой.
Всяк входящий поначалу столбенеет. В сердце Парижа, в фойе знаменитого театра, на сцене которого играли Роми Шнайдер, Пьер Ришар и Ален Делон - их встречает огромный - больше человеческого роста - бронзовый вождь народов.
Во Франции "Современник" не выступал никогда. Так получилось, что объехав с гастролями полсвета, в эти театральные края труппа не заглядывала. Но лишних билетов не будет. В зале - аншлаг.
"Крутой маршрут" - по нынешним меркам долгожитель. Ни в каком другом театре России не осталось спектаклей, рожденных временем гласности. А он как собирал полные залы, так и продолжает собирать.
Марина Влади, смущаясь, позирует в антракте у афиши. Знаменитая актриса пришла сюда не себя показать, а других посмотреть.
Вот Марина Неелова. 18 лет она играет в этом спектакле главную роль. Фактически он был поставлен, как говорят в театре, "на нее". Со своей героиней - Евгенией Гинзберг - Неелова не встречалась никогда - разминулись во времени. Но это не принципиально.
Марина Неелова: "В нас генетически заложено это чувство... за каждым персонажем - история конкретного человека".
Марина Александрова, актриса: "Скорее психологически настраиваешься не на роль даже, а на весь спектакль. Потому что в этом спектакле очень важно коллективное сосуществование, коллективная отдача".
За почти два десятилетия в спектакле сменился не один состав. Последние перемены - как раз накануне гастролей. Исполнительница роли Ани Маленькой Людмила Крылова сломала руку. В спектакль пришлось срочно вводить новую актрису. У Даши Белоусовой было всего 3 дня, чтоб выучить текст и войти в образ непоколебимой коммунистки, матери двоих детей.
Дарья Белоусова, актриса: "Я понимала, что за эти три дня мне нужно быстро что-то подчитать... человеческие чувства - это главное".
Все, что имеет отношение к нормальной человеческой жизни, актерам на этом спектакле запрещено. Украшения, маникюр. Чтобы все было, как в жизни, чтобы они в кожей ощущали себя там, в ГУЛАГе.
18 лет на этом спектакле публика не может сдержать слез и в финале аплодирует стоя: в Москве, в Нью-Йорке, в Хельсинки, в Риме. И вот теперь и в Париже.