Впервые в Москве картины художника Василия Ситникова
Этого художника называют легендой послевоенного "неофициального искусства". Имя Василия Ситникова становится открытием даже для специалистов. Картины, которые для выставки собирали в музеях и частных коллекциях по всему миру, в советское время увидеть было невозможно. Власти считали их автора душевнобольным, ученики - гением.
Репортаж Алексея Зотова
Он знал, как бесполезный кусок фанеры превратить в шедевр, которым будут восхищаться.
Наталия Курникова, куратор выставки: "Этот человек брал сапожную щетку, и возникала фигура, легкая и прозрачная, светящаяся".
Всю жизнь Ситникова называли Васька-фонарщик, потому что он изучил старинное искусство, меняя слайды на лекциях в Суриковском училище. К нему настороженно относилась советская власть и часто упекала в психиатрические больницы. Зато легенду московского андерграунда обожали десятки молодых и свободомыслящих художников.
Таких уроков рисования, как в подпольной академии Василия Ситникова, не было ни в одном советском училище. Прежде чем изобразить, скажем, человека, нужно было долго тренироваться на картофельном пюре. Да и сами занятия проходили не совсем обычно. Прямо в подъезде на лестнице ученики рассаживались по ступеням, брали в руки холсты, а мастер ходил вверх-вниз и постоянно вносил поправки.
Чтобы стать учеником Василия Ситникова, нужно было постучать по стеклянной двери его квартиры, где на холстах то парили в воздухе, то появлялись из небытия, то утопали в цветах невесомые монастыри.
Часто прямо на картине Ситников делал для учеников важные записи. Это упоение - рисовать фигуры едва-едва уловимыми переменами тонов. И ничего лишнего.
Владимир Титов, художник, ученик Ситникова: "Он страшно был разгневан, когда одна его ученица нарисовала елочку. Никаких елочек, только небо и земля".
Его картины еще при жизни скупали коллекционеры и дипломаты. Но Ситников не выбрался из нищеты, даже когда в 1975 году уехал за границу. Там он, в основном, рисовал на заказ.
Алена Кирцова, художница, ученица Ситникова: "Если привести немощную старуху и сказать "вот в соседней комнате топор и плаха, рисуй картину", она и нарисует, потому что в человеке есть все знание, просто ему мешает страх".
Главную картину своей жизни Василий Ситников написал уже вдалеке от родины. Ироничный взгляд на суматоху советской действительности, где смешались храмы и психлечебницы, бандиты и милиционеры, и даже генсеки и сам нищий художник.
Он будто знал, что всё это скоро будет запорошено снегом. И каждому, кто заходил в гости, разрешал нарисовать еще одну, не похожую ни на что, снежинку.