Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 июля 2011, 21:17

Причины дефицита бензина в России: Владимир Путин критикует нефтяные компании

Сегодня премьер-министр Владимир Путин критиковал руководителей нефтяных компаний, которые слишком увлечены экспортом топлива в ущерб нефтепереработке и продаже на внутреннем рынке, что уже приводило к кризису и дефициту бензина на заправочных станциях. По словам Владимира Путина, некоторые руководители нефтяных компаний контролируют не все, что должны, и эту практику необходимо прекратить.

Разговор — в каком-то смысле работа над ошибками, которые несколько месяцев назад привели во многих регионах к бензиновому кризису. Беседа началась на нефтеперерабатывающем заводе в городе Кириши — градообразующее предприятие, где работает каждый десятый местный житель. Впрочем, достаточно сказать — непонятно что больше по территории — город Кириши или завод. Предприятие построили в начале 70-х, это была ударная стройка, сюда съезжались комсомольцы со всего Союза. Теперь здесь скоро должен появиться новый завод, где будут выпускать топливо, соответствующее самым современным стандартам — "Евро-4" и "Евро-5".

Строить комплекс начали 4 года назад. Эксплуатацию планируют начать через год. Путину показали, как идет работа. Отрасли, безусловно, есть чем гордиться, отметил премьер, начиная совещание, но встреча по другому поводу — как решить накопившиеся проблемы. "Мы регулярно сталкиваемся с проблемами на внутреннем рынке, что для страны — крупнейшего в мире производителя сырой нефти — абсурдная ситуация. Значит, есть какие-то системные проблемы, — отметил премьер-министр. — Они в целом понятны: из добываемых около вот этих 500 миллионов тонн, у нас перерабатывается менее половины".

Производство бензина, по статистике, выросло на 12%. Однако оно не успевает за потреблением — нужно почти вдвое больше. Аналогичная картина с дизельным топливом. Зато выпуск мазута увеличился почти на треть, хотя потребление снизилось. "Существующие мощности на большинстве НПЗ устарели. Первичная переработка явно доминирует над вторичной и по структуре выпускаемой продукции наша нефтеперерабатывающая отрасль, стыдно об этом сказать, по структуре откатилась на середину 50-х годов прошлого века", — сказал глава правительства.

Премьер дал понять: государство не будет наблюдать за таким положением дел сложа руки: "Я обращаюсь, уважаемые коллеги, ко всем вам и к основным ключевым акционерам наших нефтяных компаний, к менеджменту, и хочу напомнить: вы работаете в Российской Федерации. Получая лицензии на недра, вы их используете, но они остаются в собственности российского народа; это общенациональное достояние, это в соответствии с действующим законодательством, — сказал Владимир Путин. — Государство должно, имеет право и, конечно, будет соответствующим образом эту, этот вид деятельности регулировать, а компании должны нести ответственность за обеспечение внутреннего рынка страны качественными нефтепродуктами".

Среди причин весеннего кризиса, по мнению многих экспертов, — сложившаяся ситуация, когда компаниям выгоднее продавать сырье на экспорт — там не просто прибыль, сверхприбыли! А стимулов работать на внутреннем рынке мало. Чтобы исправить такое положение дел, объем обязательств компаний по обеспечению внутреннего рынка должен быть пропорционален объемам добываемой нефти. Норма может быть прописана при получении лицензий на разработку месторождений.

Одна из наиболее острых проблем — модернизация существующих НПЗ. Правительство предлагает нефтедобывающим компаниям и государственным ведомствам подписать соглашения для исполнения программ строительства и реконструкции. Иными словами, государство хочет понимать, как идет модернизация, тем более что большинство российских нефтяных компаний, воспользовавшись государственной поддержкой, не выполнили обязательств, касающихся внедрения новой техники. Это подтверждают и многочисленные проверки.

"К сожалению, на крупных нефтеперерабатывающих заводах по -прежнему действует позорный для XXI века принцип "и так сойдет", модернизация проводится без существенного обновления технологического парка и выражается в фактической замене отдельных узлов и деталей; также имеет место подмена понятий, то есть вновь вводимые мощности на самом деле новыми мощностями не являются", — рассказал глава Ростехнадзора Николай Кутьин.

К нефтяным компаниям, не выполняющим обязательства по техническому перевооружению, могут применить санкции. Есть риск потерять часть прибыли. Требования к тем, кто работает в этой сфере будут предельно жесткими. "В реализации наших договоренностей заинтересованы все, кто считает Россию своей родиной и кто хочет здесь работать, не чувствует себя временщиком, и не пытается выжать последние резервы оставшиеся из старых проржавевших гаек и труб, а кто чувствует себя хозяином, - подчеркнул Владимир Путин. - Я очень надеюсь на то, что мы с вами работать будем слаженно и эффективно".

Одна из важнейших задач - государство будет стимулировать выпуск современного топлива, но этот процесс должен идти постепенно, чтобы не пострадали те автовладельцы, чьи машины не соответствуют новым требованиям, а также сельхозпроизводители, у которых тоже много старой техники.

Читайте также: