Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 октября 2015, 22:52

«Трансаэро» запустила процедуру банкротства, проблемы начались у туроператора «Библио-Глобус»

Люди, купившие билеты на рейсы компании "Трансаэро", сейчас, затаив дыхание, следят за электронными табло – летим, не летим? Только на сегодня отменено 53 рейса, на завтра - 55. Вторая по размеру в стране авиакомпания начала процедуру банкротства, но при этом постоянно заявляет, что обязательства перед клиентами будут выполняться.

Перевозить клиентов обязался "Аэрофлот". Правда, речь идет только о регулярных рейсах.

Цепная реакция уже пошла - один из крупных туроператоров, "Библио-Глобус", возивший туристов чартерами "Трансаэро", заявил, что вынужден отменить туры после 24 октября. Позже дату передвинули на середину декабря. Но вопросы остались. Ведь "Библио-Глобус" заявил – "Трансаэро" были перечислены деньги за 200 тысяч туристов - почти 5 миллиардов рублей. Но в кассе перевозчика этих денег, судя по заявлению Минтранса, не оказалось. При этом, судя по материалам расследования, платеж пришел за абстрактную услугу, но на что именно - не уточнялось. Сейчас следователи разбираются, что это было.

Что же будет с теми, кто поверил крупнейшему частному перевозчику страны, считавшемуся одной из самых надежных и успешных компаний Европы, и купил заветный билет?

Вопреки корпоративному гимну компании, так страстно исполняемому артистами, в нынешней ситуации нет уверенности ни в чем ни у сотрудников, ни у пассажиров, ни у партнеров. А ждет компанию, скорее всего, банкротство. Для клиентов "Трансаэро" ее роковое пике стало громом среди ясного неба. Ведь авиакомпания - вторая в России по объемам перевозок, уступает лишь "Аэрофлоту", только за прошлый год перевезла больше 13 миллионов человек.

"Проблемы возникли с билетами на обратный путь. Авиакомпания ничего не говорит. Мне одиннадцатого числа лететь обратно, но информации по поводу того, что будет дальше, нету. Не дают", - говорит Оксана Гончар.

Такая ситуация продолжается уже десять дней. С 1 октября отмена рейсов компании по России и за рубеж нарастает лавинообразно.

"Буквально за два дня до отправления из Симферополя нам сообщили, что рейс отменяется", - рассказывает Олег Черкасов.

Масштабы бедствия проще всего оценить на сайте компании. Санкт-Петербург, Норильск, Берлин, Екатеринбург, Париж, Омск, Красноярск, Рига - это лишь несколько строчек из списка, и всего за один день. Там же на сайте легко проверить судьбу своего рейса. Результат почти всегда один и тот же. На этой неделе на помощь растерянным пассажирам пришел "Аэрофлот".

"Пассажиры с билетами по 15 декабря включительно будут перевезены. Пассажиры с билетами, перевозка которых начинается до 15 декабря и заканчивается обратно рейс после 15 декабря, так называемый раунд-трип "туда-обратно" - билеты эти будут аннулированы. Пассажиры получат компенсацию за аннулирование билетов в размере стоимости их билетов", - сообщил пресс-секретарь "Аэрофлота" Максим Фетисов.

Иначе говоря, тем, кто летит после 15 декабря, предстоит нервотрепка с возвращением денег и покупкой других билетов. Да и билеты, конечно, будут уже гораздо дороже.

Итак, если у вас на руках билет "Трансаэро", вам необходимо знать следующее:

Первое: если вы вылетаете и возвращаетесь до 15 декабря, вас можно поздравить, вы можете спокойно лететь - вас перевезет "Аэрофлот".

Второе: если ваш вылет назначен на время после 00.00 часов 15 декабря, билеты придется сдать в центральной кассе "Трансаэро" в вашем городе. Если билет "туда-обратно", а обратный рейс - после 00.00 часов 15 декабря, билеты также придется сдать в центральной кассе "Трансаэро" в вашем городе. Электронный билет сдается с путем подачи заявления на сайте компании.

Третье: если в возврате денег отказано, необходимо направить претензию в офис "Трансаэро". В случае, если претензия отклонена, требуйте оформить отказ документально и обращайтесь с заявлением в суд.

Но самая тяжелая ситуация сложилась с теми, кто приобрел пакетные туры - перелет чартером "Трансаэро", плюс трансфер и проживание в гостинице. На днях планы москвички Дарьи Корольковой погреться под египетским солнцем оказалась под вопросом. Туристическая компания "Библио-Глобус", где она купила путевки, заявила, что после 25 октября оплаченные обратные рейсы отменены.

"Застрять там было бы еще хуже, и не знать, как вернуться, поэтому мы не рассматривали для себя такой вариант изначально. То есть, фактически я вчера пришла вечером с работы, включила новости, и мне сообщили, что отпуска у меня не будет", - говорит она.

В беду попали до 200 тысяч клиентов туристической компании "Библио-Глобус", традиционно выкупавшей львиную долю чартерных рейсов "Трансаэро". Компания оказалась в, мягко говоря, неприятной ситуации. Она внесла деньги и за отели, и за перевозку туристов, но теперь из-за "Трансаеро" не может выполнить свои обязательства перед клиентами. Однако в пятницу, хоть и частично, проблему, кажется, удалось решить. Например, у той же Дарьи появился шанс отдохнуть в Египте. После непростых переговоров, "Аэрофлот" согласился выделить дополнительный дальнемагистральный лайнер. Он будет возить туристов "Библио-Глобуса" в египетские Хургаду и Шарм-эль-Шейх, а также в Доминиканскую республику.

"По итогам этой встречи удалось решить вопрос по 36 тысячам человек. Суммарно по этим трем направлениям сейчас на отдыхе находятся 12 тысяч человек, и порядка 24 тысяч человек - это люди, которые должны вылететь на отдых с возвратом до 15 декабря. К сожалению, пока еще ведутся переговоры с авиакомпанией по нашим другим направлениям, и пока в подвисшем состоянии у нас находятся 89 тысяч человек", - рассказала генеральный директор ООО "Библио-Глобус" Ирина Костенко.

Судьбу отдыха этих туристов обещано решить в ближайшее время. Гораздо хуже дела обстоят у тех, кто уже купил в "Библио-Глобусе" путевки, например, на новогодние праздники. Придется сдать путевку и ждать возврата денег, что, по мнению юристов, дело непростое и долгое. А "Библио-Глобус" заявил, что будет возвращать средства, после того как их вернет перевозчик и отели.

"Отели будут возвращать деньги на основании договоров, которые у них есть с туроператором. То есть, там же могут быть прописаны и штраф, и неустойки. Они за минусом всех штрафов и вернут какую-то часть", - поясняет юрист Ольга Полещук.

Кроме того, маловероятно, что "Трансаэро" быстро вернет деньги за билеты. Ведь она близка к банкротству. Так или иначе, вот последовательность действий для тех, чья купленная в "Библио-Глобусе" путевка заканчивается после 00.00 часов 15 декабря - если билет куплен у туроператора в пакете (с путевкой), требования о возврате денег предъявляются туроператору. В случае отказа туроператора вернуть деньги, необходимо оформить отказ документально, направить жалобу в Роспотребнадзор и обратиться в суд. Причем, по мнению юристов, в суд подавать придется, вероятно, и на страховщиков, потому что и они занимают круговую оборону.

"При отмене рейсов авиаперевозчиком, в данном случае, "Трансаэро", туроператор не несет ответственности за выполнение своих обязательств, по реализации туристического продукта. Соответственно, страховщик также не несет ответственности за страхование. То есть, в данном случае, страхового случая нет", - говорит советник президента Всероссийского союза страховщиков Владимир Клейменов.

Руководство туристической компании предлагает и еще один вариант - просто снова купить билеты, отдохнуть, а потом уже потребовать компенсацию за билеты. В этом случае спасение отдыха влетит в копеечку, он выйдет едва ли не в полтора раза дороже, даже при условии возврата денег за билеты "Трансаэро". Вот и получается, что туристическая компания - вроде бы как сама жертва обстоятельств, страховщики сочувственно разводят руками, виновник – "Трансаэро" может быть признан банкротом, а туристов просто ограбили, и кто за это отвечает, неизвестно. Тем не менее, все говорит о том, что в ближайшее время туроператор "Библио-Глобус" может оказаться перед лицом десятков тысяч судебных исков.

"Ситуация складывается именно такая, поскольку на основании 9-й статьи "Закона об основах туристической деятельности" все риски несет туроператор на сегодняшний день, и туристы, конечно, будут предъявлять исковые требования к турагентам, и очень часто происходит, что суды принимают решения именно в пользу туриста", - отмечает президент Союза туристических агентств Леонид Черкасский.

Правда, на этой неделе появилась информация, дающая повод усомниться в таких судебных перспективах. Сразу несколько российских изданий, такие, например, как "Коммерсант" и "Газета.ру", опубликовали статьи со ссылкой на документы Минтранса, из которых следует, что схема сотрудничества "Библио-Глобуса" и "Трансаэро" была настолько запутанной и непрозрачной, что на часть предоплаченных туристами билетов в авиакомпании просто нет подтверждающих документов. Деньги переводились, но за что именно, не уточнялось. Сейчас с этой ситуацией разбирается Министерство транспорта и Росавиация. Но есть серьезные подозрения, что и российской прокуратуре здесь есть, чем заняться.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей