Музыкант Пётр Айду организовал приют для старых роялей
Мастер спасает уникальные инструменты, которые прежние хозяева собирались разобрать на части или вообще выбрасывали на помойку.
Для Петра - потомственного пианиста - игра на этом рояле - настоящее чудо. Инструмент позапрошлого века работы английского мастера хранит секрет звучания, сегодня почти утраченного.
Уникальные детали старых фортепиано. Реставрировать их сегодня трудно и дорого. Дешевле и проще купить новый инструмент. Поэтому раритеты, переставшие звучать, как правило, отправляются на свалку, если не попадают к нему. А он их хранит, и как в музее рассказывает об этом пианино с проигрывателем внутри.
Для таких пианол записывал свои произведения Александр Скрябин. Только так его и можно услышать по-настоящему, считает Петр. А рояль этой культовой марки XIX века стоял в доме маленького Петра Чайковского. Роберт Шуман, приехав в Россию, очень хвалил инструмент. Вековая фортепианная история в месте, которое назвали приютом.
"Играть-то не на чем, потому что современные рояли выродились, они совершенно одинаковые все", - отмечает музыкант Петр Айду.
А сто лет назад у каждого инструмента был свой характер. Поэтому сегодня так борется за их жизнь молодой музыкант и буквально ставит на ноги. Но если его мечта осуществится, и они снова зазвучат, часть этого собрания будет желанна в лучших концертных залах и музеях, таких как этот - имени Михаила Глинки.
Пианисты, которым здесь посчастливилось сыграть на редких экспонатах, единодушны.
"Это всегда восторг и желание сыграть еще и еще концерт. Но у каждого исполнителя, пианиста есть свои приоритеты в выборе инструмента", - говорит кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ВМОМК имени М. И. Глинки Ирина Новичкова.
Золотой салонный "Бехштейн", белый с позолотой "Эрар" и выполненный из 34 пород дерева "Лихтеншталь". Старые рояли в музее ласкают не только слух, но и глаз посетителей. Недаром первые фабриканты в дело пришли из мебельщиков. Поэтому даже инструмент, замолчавший уже навсегда, еще способен удивить.
Пианино, расцветающие прямо посреди парка. Именно так в старые музыкальные инструменты решили вдохнуть новую жизнь. Их собирали по всей Москве, правда, из 700 найденных для инсталляции подошли только 50. Да и на них поиграть вряд ли получится.
Ведь главным критерием для создателей был внешний вид. Таким образом в прогулки по саду добавили ноту романтики. И, возможно, кто-то, увидев, как необычно заиграл старый рояль, возьмет да и передумает его выбрасывать.