Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
20 мая 2014, 14:11

«Народная экономика» узнала, что такое «умные этикетки»

Продукты под защитой или что такое "умные этикетки" - подробности в "Народной экономике", но сначала новости.

У покупателей жилья есть теперь возможность заранее узнать все о выбранном объекте, чтобы не купить нехорошую квартиру. Россреестр через официальный сайт выдает практически любые сведения - от назначения недвижимости до графического расположения комнат. Последнее, чтобы понять, нет ли неузаконенных перепланировок. Расскажут и о наличии кадастрового паспорта, свидетельствующего, что покупаете не недострой. Продавцы часто скрывают, что дом не прошел госприемку. И это грозит неприятными сюрпризами новым хозяевам - от проблем с коммуникациями до признания законности жилья. Ну и, конечно, важно знать, кто имеет права на квартиру. На руки можно получить полный список собственников, причем с датой и номером регистрации по данному месту жительства. Пока же из 10 квартирных исков 4 от прежних владельцев, о которых на момент сделки покупатель ничего не знал.

Спортивные клубы готовятся к сезону отпусков и спаду активности клиентов. С мая по август число посетителей сокращается, в среднем, на треть. И чтобы лето не обернулось крахом, владельцы залов снижают цены на абонементы, дарят персональные тренировки, походы в спа-салоны и бесплатные гостевые визиты. До 35% можно сэкономить на спорте благодаря этим акциям. Что актуально, учитывая стоимость клубных карт. В Москве даже в залах нижнего ценового сегмента, в среднем это 25 тысяч в год. На столицу, к слову, приходится половина рынка фитнес-услуг. Еще 15% клубов страны в Петербурге. И хоть по темпам роста сферы равных России в мире сейчас нет - плюс 20-30% ежегодно, по количеству занимающихся в залах мы далеко не лидеры. 4 миллиона 300 тысяч человек, около 3% россиян посещают фитнес-клубы. В США, для сравнения, 18% населения.

Купил то, не зная что. Проблема просроченных и фальсифицированных продуктов актуальна не только для россиян. В Китае, несмотря на строгость местных законов, в магазинах тоже бывает залежалый товар. Продавцы пеняют на производителей - этикетки нечитаемые. Но тут уже ученые подтянулись - предлагают умные ярлыки.

Его простая история знакома многим. Однажды жарким летом студент-химик Чао Чжан на последние до стипендии деньги купил йогурт. Срок годности был в порядке, но продукт оказался испорчен. Студент Чао было расстроился, но вдруг понял, чему будет посвящена его дипломная работа.

"Моя разработка - это такой материал, который может реагировать на изменение температуры. Зеленый кусочек наклеивается на продукт и, если его неправильно хранили или срок годности вышел - он станет красным", - рассказывает химик, аспирант Пекинского университета Чао Чжан.

Состав материала ученый не раскрывает. Говорит лишь, что он не токсичен. И такое средство защиты обойдется производителю очень дешево - всего несколько центов. Пусть и слегка переплатив за продукт в магазине, зато покупатель будет уверен - его не обманули.

"Несколько фабрик заинтересовались разработкой. Но их пока немного. К тому же, некоторые недобросовестные продавцы категорически против введения определителя свежести. Но нас, покупателей, гораздо больше и, я думаю, скоро это будет очень распространено", - говорит химик Чай Чжан.

Впрочем, подобные технологии уже давно распространены в Европе. Дотошные немцы готовы платить за, так называемые, умные этикетки. Правда, их голограммы и индикаторы температур, в отличие от китайских, стоят недешево и располагаются в основном на дорогих продуктах.

Термин "умная этикетка". появился в 90-х. Назначения таких упаковок разные. Например, чтобы уберечь от фальсификаций. В Китае, где, кажется, могут подделать все что угодно, к способам защиты относятся внимательнее всего. Пару лет назад здесь разразился скандал: под видом настоящих куриных яиц продавались искусственные.

"Это случай тогда напугал многих покупателей, и каждый производитель теперь старается подтверждать подлинность специальными знаками", - говорит товаровед Ли Нань.

Но умная упаковка помогает лишь на время. Эксперты не скрывают - подделки появляются очень быстро. Но если тщательно проверять подлинность товара - задача магазина, то кто проверит добросовестность самих продавцов? На этот случай - другой тип умных этикеток. Родом из России. Если вышел срок годности или товар вскрывали - удалить такую этикетку без следа уже не получится.

"На полиэтиленовой основе - этикетки саморазрушающиеся, используются таким образом то, что при отклеивании остаются следы... То есть происходит нарушение изображения на этикетке, которая в дальнейшем предотвращает ее повторное наклеивание или вообще повторное использование. Даже если использовать какие-то другие клеи, это будет видно", - отмечает генеральный директор типографии Андрей Вавилов.

Ну а если в честности продавца сомнений не возникает и остается только узнать больше о продукте - на этот случай двойные этикетки - листы наклеены друг на друга без ущерба для шрифта. Есть также этикетки со штрих-кодом, чтобы прочитать о продукте сразу в магазине. Или с кью-ар кодом, по нему с помощью смартфона узнать больше можно и дома.

И совсем новая технология - размещение тонких жидкористаллических экранов прямо на упаковке. Пока эта технология очень дорогая и ее используют только на штучных товарах. Но вполне возможно, в ближайшем будущем материалы станут более доступны. И упаковка будет говорить сама за себя. Буквально.

И еще о продуктах. Пончик ценой в тысячу фунтов, без малого 60 тысяч рублей, презентовали в Лондоне на национальной неделе пончиков. Признанный самым дорогим в мире он и выглядит дорого. Украшен пищевым золотом, съедобными бриллиантами, цветами и бабочками из бельгийского шоколада. Начинен кремом на основе дорогого шампанского и сладкого вина, а в глазури коньяк 50-летней выдержки. Но незадача - покупателей так и не нашлось. И пончик, простояв день на витрине, был просто подарен, не пропадать же добру, одному визажисту. За лестный комментарий. Тот сказал, что пончик слишком хорош, чтобы его есть. О дальнейшей судьбе десерта ничего не известно.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей