«Народная экономика» узнала, что такое «умные этикетки»
Продукты под защитой или что такое "умные этикетки" - подробности в "Народной экономике", но сначала новости.
У покупателей жилья есть теперь возможность заранее узнать все о выбранном объекте, чтобы не купить нехорошую квартиру. Россреестр через официальный сайт выдает практически любые сведения - от назначения недвижимости до графического расположения комнат. Последнее, чтобы понять, нет ли неузаконенных перепланировок. Расскажут и о наличии кадастрового паспорта, свидетельствующего, что покупаете не недострой. Продавцы часто скрывают, что дом не прошел госприемку. И это грозит неприятными сюрпризами новым хозяевам - от проблем с коммуникациями до признания законности жилья. Ну и, конечно, важно знать, кто имеет права на квартиру. На руки можно получить полный список собственников, причем с датой и номером регистрации по данному месту жительства. Пока же из 10 квартирных исков 4 от прежних владельцев, о которых на момент сделки покупатель ничего не знал.
Спортивные клубы готовятся к сезону отпусков и спаду активности клиентов. С мая по август число посетителей сокращается, в среднем, на треть. И чтобы лето не обернулось крахом, владельцы залов снижают цены на абонементы, дарят персональные тренировки, походы в спа-салоны и бесплатные гостевые визиты. До 35% можно сэкономить на спорте благодаря этим акциям. Что актуально, учитывая стоимость клубных карт. В Москве даже в залах нижнего ценового сегмента, в среднем это 25 тысяч в год. На столицу, к слову, приходится половина рынка фитнес-услуг. Еще 15% клубов страны в Петербурге. И хоть по темпам роста сферы равных России в мире сейчас нет - плюс 20-30% ежегодно, по количеству занимающихся в залах мы далеко не лидеры. 4 миллиона 300 тысяч человек, около 3% россиян посещают фитнес-клубы. В США, для сравнения, 18% населения.
Купил то, не зная что. Проблема просроченных и фальсифицированных продуктов актуальна не только для россиян. В Китае, несмотря на строгость местных законов, в магазинах тоже бывает залежалый товар. Продавцы пеняют на производителей - этикетки нечитаемые. Но тут уже ученые подтянулись - предлагают умные ярлыки.
Его простая история знакома многим. Однажды жарким летом студент-химик Чао Чжан на последние до стипендии деньги купил йогурт. Срок годности был в порядке, но продукт оказался испорчен. Студент Чао было расстроился, но вдруг понял, чему будет посвящена его дипломная работа.
"Моя разработка - это такой материал, который может реагировать на изменение температуры. Зеленый кусочек наклеивается на продукт и, если его неправильно хранили или срок годности вышел - он станет красным", - рассказывает химик, аспирант Пекинского университета Чао Чжан.
Состав материала ученый не раскрывает. Говорит лишь, что он не токсичен. И такое средство защиты обойдется производителю очень дешево - всего несколько центов. Пусть и слегка переплатив за продукт в магазине, зато покупатель будет уверен - его не обманули.
"Несколько фабрик заинтересовались разработкой. Но их пока немного. К тому же, некоторые недобросовестные продавцы категорически против введения определителя свежести. Но нас, покупателей, гораздо больше и, я думаю, скоро это будет очень распространено", - говорит химик Чай Чжан.
Впрочем, подобные технологии уже давно распространены в Европе. Дотошные немцы готовы платить за, так называемые, умные этикетки. Правда, их голограммы и индикаторы температур, в отличие от китайских, стоят недешево и располагаются в основном на дорогих продуктах.
Термин "умная этикетка". появился в 90-х. Назначения таких упаковок разные. Например, чтобы уберечь от фальсификаций. В Китае, где, кажется, могут подделать все что угодно, к способам защиты относятся внимательнее всего. Пару лет назад здесь разразился скандал: под видом настоящих куриных яиц продавались искусственные.
"Это случай тогда напугал многих покупателей, и каждый производитель теперь старается подтверждать подлинность специальными знаками", - говорит товаровед Ли Нань.
Но умная упаковка помогает лишь на время. Эксперты не скрывают - подделки появляются очень быстро. Но если тщательно проверять подлинность товара - задача магазина, то кто проверит добросовестность самих продавцов? На этот случай - другой тип умных этикеток. Родом из России. Если вышел срок годности или товар вскрывали - удалить такую этикетку без следа уже не получится.
"На полиэтиленовой основе - этикетки саморазрушающиеся, используются таким образом то, что при отклеивании остаются следы... То есть происходит нарушение изображения на этикетке, которая в дальнейшем предотвращает ее повторное наклеивание или вообще повторное использование. Даже если использовать какие-то другие клеи, это будет видно", - отмечает генеральный директор типографии Андрей Вавилов.
Ну а если в честности продавца сомнений не возникает и остается только узнать больше о продукте - на этот случай двойные этикетки - листы наклеены друг на друга без ущерба для шрифта. Есть также этикетки со штрих-кодом, чтобы прочитать о продукте сразу в магазине. Или с кью-ар кодом, по нему с помощью смартфона узнать больше можно и дома.
И совсем новая технология - размещение тонких жидкористаллических экранов прямо на упаковке. Пока эта технология очень дорогая и ее используют только на штучных товарах. Но вполне возможно, в ближайшем будущем материалы станут более доступны. И упаковка будет говорить сама за себя. Буквально.
И еще о продуктах. Пончик ценой в тысячу фунтов, без малого 60 тысяч рублей, презентовали в Лондоне на национальной неделе пончиков. Признанный самым дорогим в мире он и выглядит дорого. Украшен пищевым золотом, съедобными бриллиантами, цветами и бабочками из бельгийского шоколада. Начинен кремом на основе дорогого шампанского и сладкого вина, а в глазури коньяк 50-летней выдержки. Но незадача - покупателей так и не нашлось. И пончик, простояв день на витрине, был просто подарен, не пропадать же добру, одному визажисту. За лестный комментарий. Тот сказал, что пончик слишком хорош, чтобы его есть. О дальнейшей судьбе десерта ничего не известно.