Как оградить ребенка от стресса и нужно ли это делать?
Небольшие стрессы повсюду преследует наших детей - и в школе, и на прогулке, в магазине - где угодно. Стоит ли попытаться оградить от всего этого любимое чадо, или же это - часть нормального воспитания.
Анюте четыре года. Капризным ребенком, жалуются родители, она была всегда. Вот такой характер. Усугубил положение детский сад.
Катя Рогачева, мама: "Вот она приходит из детсада и она начинает выплескивать: она может кричать, топать ногами. Она может уйти в себя, замкнуться на какое-то время и бесполезно еe чем-то оттуда вытаскивать".
Такое поведение - первые признаки стресса, считают психологи. Вне дома маленькие дети чувствуют скрытую угозу. Плюс - паническая боязнь, что мама однажды не вернется. Сегодня состояние стресса характерно не только для взрослых, но и для малышей, на первых взгляд беззаботных. Правда, в каждом возрасте и у каждого человека оно проявляется по разному и зависит от разных факторов.
Оценка. Самый большой стресс для ребенка в младшей школе. Пятерки получают не все, зато дома ругают за неуспеваемость почти каждого. В период становления, двойка воспринимается ребенком как оценка его личности, а не ответа.
Раиса Пивоварова, заместитель директора по начальным классам: "Есть такие родители, которые только пятерки, вот попробуй получи четверку. Вот такие-то детям мы стараемся как можно больше помочь. Они даже сами говорят, ой, что у меня сегодня будет. Меня будут ругать".
Одним из самых сильных стрессов в жизни ребенка психологи считают первое сентября. Особенно когда такое начало месяца у него в первый раз.
Раиса Пивоварова, заместитель директора по начальным классам: "Его провожают мама, папа, бабушка, дедушка, и вдруг он идет в школу с незнакомой учительницей, с незнакомым коллективом детей в совершенно незнакомую обстановку. И он чуть ли не со слезами на глазах, машет маме с папой, что вот приходите за мной, не оставляйте меня здесь".
Время самых серьезных стрессов - переходный возраст. Подростки особенно уязвимы из-за бурной перестройки организма. Способность безконфликтно обходить острые углы в этом возрасте равна нулю.
Светлана, например, вовремя не заметила, что у сына стресс. В итоге, вместо адаптации в реальном мире ребенок поселился в виртуальном. Кстати, именно так справляются со стрессом 45 % современных детей. Если домашний компьютер родители прячут, ребенок уходит в клуб.
Светлана Казакова: "И ты вообще не знаешь, где он, что с ним, кто вокруг. Компьютерные клубы они круглосуточные. Не все отслеживают возраст, там могут и курить, и принимать наркотики - может быть все. Если он уйдет, мы его не вернем и семьи не будет".
Важно не опоздать. Если ваш ребенок замкнулся в себе или наоборот срывается на крик по любому поводу, обратитесь к специалистам. Стресс - это начальная стадия депрессии. Но в такой форме, с ней еще можно справится.
Ведущий: "То, что происходит с нежной, восприимчивой нервной системой ребенка, отзывается эхом в течение всей его жизни. Либо помогает справляться с любыми кризисными ситуациями, двигаться вперед легко и уверенно, либо заставляет прогибаться даже от мелких проблем. О том, как не навредить маленькому человечку раз и на долгие годы вперед, - мы и поговорим с директором Института возрастной физиологии Марианной Безруких. Марианна Михайловна, нужно ли ребенка полностью оградить от стрессов?"
Марианна Безруких: "Ну, это невозможно. Мы не можем оградить ребенка от стрессов, потому что ребенок живет в обычной среде. У ребенка есть сверстники, которые не всегда лояльны, а порой даже жестоки. У ребенка есть воспитатели, которые тоже не всегда лояльны, а бывают и жестоки. У ребенка есть родители, которые порой тоже создают очень сильный стресс. Поэтому мы никак не можем оградить ребенка ни от влияния какой-то внешней среды, ни от влияния каких-то внутренних факторов, потому что это может быть и эмоциональный стресс, и стресс, связанный с напряжением, которое испытывает ребенок в процессе болезни, например".
Ведущий: "Как нужно готовить ребенка к тому, что в жизни у него неизбежно будут неприятности, что он сам должен будет зарабатывать деньги? И вообще - нужно это делать или нет?"
Марианна Безруких: "Я думаю, что те ситуации, с которыми ребенок сталкивается в детском саду, школе, в общении со сверстниками, создают немало проблем. Научить ребенка выходить из этих ситуаций с достоинством, спокойно, научиться реагировать на сложные ситуации - обязательно нужно учить ребенка.
Вы знаете, мы столкнулись с тем, что дети порой не знают элементарных речевых формул, позволяющих им каким-то образом разрешить ситуацию".
Ведущий: "Ну, например?"
Марианна Безруких: "Что-то попросить. Вот для ребенка стрессовая ситуация в школе, если он не понял объяснение учителя. Учитель что-то сказал, ребенок не понял, он переживает, он не может этого сделать. Но оказалось, что ребенок не решается попросить учителя и порой не решается не потому, что не хочет, а потому, что не может. Он не знает элементарной речевой формулы, не знает, как сказать: "Марья Ивановна, помогите мне, пожалуйста, вот этот пример я не понял, или я не знаю, как решить этот пример".
А уж совсем исключается ситуация, когда ребенок повторно может попросить помощь. И представьте себе - сидит ребенок на уроке. День не понимает, два не понимает, три не понимает, не понимает - значит, не может сделать домашнее задание. Не может сделать домашнее задание - значит, не может ответить. Не может ответить - значит, получает плохую оценку. И вот так одна стрессовая ситуация цепляет другую и ребенок переживает - и вот это особенно существенно! - не какой-то большой, как говорят, не глобальный стресс, а маленькие микрострессы, но они могут быть ежедневными".
Ведущий: "Как должны родители реагировать, если ребенок ну уж слишком болезненно переживает плохие оценки в школе?"
Марианна Безруких: "Как правило, ребенок приходит в школу и не очень переживает из-за оценок. И я часто сталкивалась с родителями, которые возмущаясь говорят: "Вы знаете, у него плохие оценки, а он не переживает!" И родители делают всe, для того чтобы ребенок начал переживать. Они его стыдят, они его ругают, они его наказывают. Вот этого делать никогда не следует. Наоборот, задача взрослых - объяснить ребенку, показать ребенку и доказать ребенку, что любые проблемы преодолимы".