Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 июня 2007, 14:20

В российской лаборатории реставрируют и воссоздают уникальные старинные ткани

Разгадать секреты старинных мастеров и воссоздать ткани, в которые облачались величайшие люди прошлых эпох - такую беспримерно сложную задачу поставила перед собой группа московских реставраторов. И добилась своего.

Только оказалось, что нынешняя техника не годится для тончайшей работы. И всe приходится делать дедовским способом. В уникальной лаборатории, старающейся для Эрмитажа, Большого театра, Петергофа и даже иностранных замков, этим занимаются постоянно.

Вот эта уникальная ткань, на которой Лев Николаевич спал. Наволочка с подушки. Еe берут в руки почти не дыша. Сотрудники усадьбы Льва Толстого пытались сами сохранить старинную ткань, подшивая и подклеивая истлевшие нити. Когда бесценный экспонат стал буквально рассыпаться, принесли сюда со словами: "Помогите спасти историю".

Надежда Стоянова, художник по тканям: "Бывало, что шелковая нить обкручена серебром, а бывало, наоборот, что серебро шелком. Старинные художники по тканям применяли очень много хитростей. И приходится их все разгадывать".

Разгадывать загадки истории - их профессия. Старинные ткани с уникальными узорами переживают здесь второе рождение. Над секретом этого полотна из усадьбы Архангельское реставраторы бились 10 лет. Изучали строение нитей, воссоздавали. А чтобы совместить сразу 2 техники шитья без единого шва, пришлось строить специальные ручные станки. Подстать старинным, восемнадцатого века. Современные технологии, говорят реставраторы, такие шедевры вряд ли осилят.

Еще 200 лет назад до появления таких станков текстильное производство было очень трудоемким процессом. К пальцам мальчиков-подмастерьев привязывали нити основы. И по особой команде они двигали руками вверх и вниз, приводя в действие установки похожие на эти. Поэтому на изготовление куска ткани могли уходить многие месяцы.

Мастер Нина Кистень создает сложнейший рисунок практически вслепую. С изнанки. Одна неправильная нить, и вся ткань испорчена безвозвратно. Главное условие - полная сосредоточенность.

Нина Кистень, ткач: "Надо внимание, внимание и внимание. Не отвлекаться, не разговаривать, ничего. Они же то уходят, то выходят челночки. Видите, еще у меня сколько? Это мои же! Я ими тоже работаю. Этот цветок уйдет, этот придет".

Строго по будильнику - ни минутой позже. Каждая секунда окраски дает новый оттенок нитям. На столе сборник старинных рецептов, на полках пакетики с травами. Мелиса для желтого цвета, зверобой для коричневого.

Раиса Федорова, красильщица: "Это у нас кошенель. Вот они в виде - высохшие жучки. Для того чтобы их пустить в работу, у меня здесь кофемолка есть. Я их молю, мелю. Сначала мелю, когда эта перемолка будет, я начинаю варить".

В фондах мастерской каждый образец - сокровище. Вот эта ткань - специальный заказ усадьбы Кусково. Для кресла императрицы. Эту - сделали еще полвека назад для стен так и не построенного Дворца Советов. А эти ветхие кусочки - древняя обивка Большого театра. Их нашли случайно и сразу заказали 600 метров.

Реставраторы уверяют, что в конце этого года именно этой тканью заново перетянут все ложи. А значит, что лет через двести XVIII век будут изучать уже по работе наших современников.

Читайте также: