Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
15 февраля 2015, 21:00

Лидеры «нормандской четверки» в Минске после многочасовых переговоров все же пришли к соглашению

Главная мировая политическая новость недели пришла из Минска. Рождалась в муках, напряженных поисках компромиссов, настоящей битве за каждую запятую. Ее результат - минувшей ночью в Донбассе прекращен огонь. Агентства сообщают лишь об отдельных столкновениях в районе Дебальцевского котла.

Перемирие. Его уже называют хрупким, помня, как быстро были нарушены предыдущие два. Но – перемирие, как результат сложных и крайне жестких переговоров. 16 часов, в минском дворце Независимости. Лидеры России, Франции, Германии и Украины - за закрытыми дверями, журналисты - в холле.

Ночь, за которую все устали теряться в догадках – смогут - не смогут, найдут варианты - не найдут. Итоговые документы стали результатом больших компромиссов и поводом для больших надежд. Что же значат эти официальные строчки на бумаге, и насколько возможна их реализация на деле?

Почти 16 часов переговоров, 13 пунктов документа под названием "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений". Никакой декларативной части, все предельно лаконично. Задача одна – остановить войну.

"Первое: договорились о прекращении огня с ноля часов 15 февраля. Вторая позиция, которую я считаю чрезвычайно важной - это отвод тяжелых вооружений от сегодняшней линии соприкосновения для украинских войск и от линии, обозначенной 19 сентября прошлого года в Минских соглашениях, для ополчения Донбасса", - заявил по итогам переговоров Владимир Путин.

Это необходимое уточнение: линия соприкосновения войск прошлого года отличается от линии сегодняшней. Разграничение 2014 года фактически не соблюдалось сторонами. Ополченцы пытались отодвинуть украинскую армию, не прекращавшую обстреливать мирные города. Власти Киева пытались наоборот, всячески приблизить своих военных к тому же Донецку.

В документе, поддержанном "нормандской четверкой", сказано: "Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 километров, то есть, по 25 километров с каждой стороны".

Споры о линиях соприкосновения войск велись еще с прошлых минских переговоров. Поэтому такая позиция в документе логична: одни - украинские военные - отводят тяжелое вооружение от фронта сегодняшнего. Другие - ополченцы ДНР и ЛНР - от того, что был указан в сентябрьских соглашениях. В результате из-за несовпадения линий, а местами разница - десятки километров, буферная зона просто станет еще больше. При этом такой подход вовсе не означает, что Украина теряет территории, а именно так это пытаются представить украинские СМИ.

В конце концов, вооруженные люди остаются вдоль всего реально существующего фронта. А вот тяжелые ракетные комплексы, такие, как "Торнадо", "Ураган", "Смерч" или "Точка-У", отходят от него на значительное расстояние. И здесь важно сказать о том, что эта позиция в соглашении - явно заслуга России. Еще в январе Путин написал письмо Порошенко, в котором предлагал именно такое решение.

"Предлагаю, чтобы обе стороны, как украинские силовые структуры, так и ополченцы Донбасса, ДНР и ЛНР, приняли неотложные меры к прекращению взаимных обстрелов, а также немедленному отводу сторонами конфликта средств поражения калибром свыше 100 мм на дальности, установленные минским меморандумом от 19 сентября 2014 года, исходя из фактического прохождения линии соприкосновения", - говорилось в письме российского Президента.

Тогда шли бои за донецкий аэропорт, и Порошенко уверял украинцев, что его-то войска никогда не оставят. Причем, говорил это украинский президент даже после того, как аэропорт перешел под контроль ополченцев. Сейчас ситуация с подобной информированностью Порошенко повторяется. Но на этот раз украинское руководство продолжает настаивать, что нет никакого "Дебальцевского котла".

"Представители руководства Украины полагают, что окружения нет, и поэтому они считают, что все пройдет достаточно спокойно. У меня изначально были сомнения, я с вами готов ими поделиться, если, действительно, такое окружение имеет место, то исходя из нормальной логики вещей, те, кто в окружении, будут предпринимать попытки из него вырваться, а те, кто находится снаружи, будут предпринимать попытки организовать коридор для выхода своих окруженных военнослужащих. Мы все-таки призываем обе стороны проявлять сдержанность и во избежание излишнего ненужного кровопролития и жертв сделать все для того, чтобы разведение войск и особым и главным образом тяжелой техники, прошло без лишнего никому не нужного кровопролития", - сказал Владимир Путин.

Не менее важно не только военное урегулирование конфликта в Донбассе, но и политическое.
"Здесь несколько позиций. Первая из них - это конституционная реформа, в которой должны быть учтены законные права людей, проживающих на территории Донбасса", - отметил российский Президент.

Пункт 11 документа, который "нормандская четверка" поддержала в Минске, более чем конкретен: "Проведение конституционной реформы со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции Украины, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию". И это тоже то, что Россия предлагала неоднократно.

"Этот шанс дается Украине для того, чтобы поменять Конституцию, о чем, кстати, указано в этих документах, изменить свое отношение. Для того, чтобы Украина поменялась, поменялась цивилизованным путем. Мирным путем", - сказал глава самопровозглашенной Луганской народной республики Игорь Плотницкий.

Правда, уже на следующий день после переговоров стало ясно, что украинская сторона, по-своему трактовавшая до этого Минские соглашения 2014 года, точно также поступает и в этот раз. Сначала в постоянном Совете ОБСЕ - организации, которая должна будет контролировать ход мирного процесса - уличили украинского представителя в интерпретации Минских соглашений настолько вольной, что, как сообщили источники в штаб-квартире ОБСЕ в Вене, с этим не согласился даже поддерживающий во всем украинского коллегу представитель Германии. Затем в Верховной Раде чуть ли не предателем был объявлен министр иностранных дел Украины Климкин за то, что в Минске был подписан пункт о конституционной реформе в стране.

"Вы взяли на себя обязательства провести конституционную реформу до конца 2015 года… Я спрашиваю: кто вам дал право торговать украинской Конституцией?" - возмущался представитель фракции "Радикальная партия" в Верховной Раде Украины Олег Ляшко.

Тут же и Климкин , который пришел в Верховную Раду рассказать о ходе переговоров, сообщает – не будет никакой амнистии для всех участников конфликта. Несмотря на то, что под этим стоят подписи членов трехсторонней комиссии.

 "Любые шаги относительно так называемой амнистии будут осуществляться по закону, который рассматривался в Верховной Раде. Более того, эта амнистия никоим образом не может быть предоставлена тем, кто был задействован и привлечен к преступлениям против человечности", - сказал глава МИД Украины.

Да и само прекращение огня под вопросом. В первый же день перемирия, когда в целом на востоке Украины была относительная тишина, о чем заявили и представители ОБСЕ, бои вокруг Дебальцево не стихали.

"На экстренном совещании руководства республики и силовых структур проанализирована сложившаяся ситуация в "Дебальцевском котле". Украиной нарушен режим прекращения огня, и продолжается гибель мирных жителей в населенных пунктах ДНР. Подразделения ДНР вынуждены открывать избирательный огонь на подавление остатков вооруженных киевских националистов и диверсантов", - сообщил журналистам заместитель командующего корпусом Минобороны самопровозглашенной Донецкой народной республики Эдуард Басурин.

Всего за сутки до этого Дмитрий Ярош, депутат Рады и лидер запрещённой в России экстремистской организации "Правый сектор", назвал перемирие "необязательным".

"Правый сектор" считает, что любые договорённости с пророссийскими террористами не имеют никакой юридической силы, противоречат существующей Конституции Украины, а следовательно, их выполнение не является обязательным для граждан. Поэтому в случае, если ВСУ получат приказ на отвод тяжёлой техники и артиллерии и неоткрытии огня, ДУК ПС оставляет за собой право продолжить активные боевые действия согласно собственным оперативным планам", - говорится в заявлении на сайте организации.

Надо понимать, что в такой ситуации Петру Порошенко не остается ничего, как заигрывать с комбатами, которые ему не подчиняются и фактически все стоят на довольствии у олигархов. Уже на следующий день после переговоров в Минске он говорил не о мире, а о войне в учебном центре Нацгвардии.

"Я хочу, чтобы ни у кого не было никаких иллюзий. Нам до мира еще далеко, и благоуверенности, что условия мира, которые подписаны в Минске, твердо будут выполняться, нет никакой. Слабых бьют, мы сильные, и мир устанавливается не на дипломатических раутах, а в окопах на передовой", - сказал Петр Порошенко.

И здесь нет никаких гарантий того, что Украина вновь не воспользуется перемирием для перегруппировки сил. Впрочем, никто не может гарантировать и выполнение пункта об обмене пленными по принципу "всех на всех". Предыдущие попытки успешными не были. Нет уверенности и в снятии экономической блокады ДНР и ЛНР. Хотя в соглашении четко сказано о восстановлении банковской системы.

Не менее противоречив пункт о контроле российско-украинской границы. Несколько месяцев назад Арсений Яценюк начинал было строительство защитного приграничного рва, уверяя, что это панацея от всех бед Украины. В результате проект заглох, выделенные деньги исчезли, ров так и не появился. Для обустройства 450 километров российско-украинской границы в зоне ДНР и ЛНР нужно или много украинских войск, чего на своей территории никогда не допустит ополчение, либо много денег, которых у нынешних украинских властей нет.

"Очень важные вопросы для украинской стороны - это восстановление контроля Украины над границей с Россией. Но там четко записано, что только по договоренности с представителями Луганской и Донецкой республики, и только после реализации других пунктов соглашения, когда уже климат доверия достигнет такой величины, что они согласятся на то, чтобы Украина восстановила контроль над границей", - считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

Действительно, в качестве своеобразной страховки в разработанном "нормандской четверкой" документе есть фраза о том, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины возможно только при условии выполнения пункта № 11 документа, то есть, после проведения конституционной реформы. Страховка другого уровня – это Меркель и Олланд.

"Гарантом соблюдения этого соглашения является репутация европейских лидеров. По сути, Франсуа Олланд и Ангела Меркель поставили ее на кон. И здесь, если соглашение будет игнорироваться Киевом, то ему придется иметь дело с Европейским союзом, консолидированной позицией, который, по сути, уже высказал свое желание не допустить милитаризации Европы, не допустить разрастания вооруженного конфликта, реальной перспективой которого стало возможное столкновение России и Европы. В этой связи, я думаю, что Киев попал в очень непростую ситуацию. Ему придется проводить реформы, ему придется не выпрашивать деньги под проведение так называемой антитеррористической операции, а заниматься мирным трудом. В состоянии ли правительство войны или партия войны Арсения Яценюка и Петра Порошенко сделать это? Посмотрим", - говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин.

В любом случае, пока в Евросоюзе, в отличие от США, продолжающих вести разговоры о возможности начала поставок Киеву оружия, считают, что достигнутое соглашение может принести мир на Украину и без дополнительного вооружения ее армии.

 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей