Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
25 октября 2015, 21:26

Башар Асад тайно прилетел на неделе в Москву

Судя по всему, Президент России сейчас - единственный, кто позицию сирийского руководства знает из первых уст и с кем это руководство готово ее согласовывать. По крайней мере, об этом говорит первый за 4 года с начала гражданской войны заграничный визит Асада. Готовился тайно, совершился в обстановке невероятной секретности, прилетел Асад поздно вечером во вторник - мир узнал об этом утром в среду, когда Асад уже был дома. О чем говорили тет-а-тет, известно лишь со слов Путина на Валдае. Это касается отношений Асада и умеренной оппозиции.

И теперь политологи строят версии о том, что Асад явно прилетал поговорить о возможном расширении военной операции, а Кремль явно говорил о политических процессах, необходимых для нормализации обстановки. О выборах, создании правительства примирения, переговоров с оппозицией. При этом Запад, с одной стороны, иначе как диктатором и виновником всех сирийских бед Асада не называет. С другой - и Турция, и Британия, и Франция уже заявили: больше не требуем его немедленной отставки, готовы подождать до окончания гражданской войны. Саудовская Аравия напрямую заявляет: коалиционное правительство поддержим, но Асаду места в нем не видим.

Главным общедоступным результатом ночного визита сирийского президента в Москву, проходившего в обстановке полной секретности, стало ясное понимание всеми: без Асада не получится. Какой бы мощной ни была западная пропагандистская машина, продолжающая делать вид, что ничего не изменилось, всем уже понятно: Дамаск взят не будет, президентом Сирии был и остается Башар Асад и любое решение сирийской проблемы возможно лишь с учетом этих фактов.

"Конечно, каждый понимает, что любое военное действие предполагает дальнейшие политические шаги, - сказал Башар Асад. - То, к чему стремится сирийский народ, должно стать нашей общей целью. Сегодня терроризм является реальным препятствием на пути к политическому урегулированию. И конечно, весь народ желает участвовать в решении судьбы своего государства, а не только руководство страны".

Несмотря на то, что Владимир Путин, выдержав паузу, приоткрыл завесу тайны над темами ночных переговоров в Кремле с Асадом, о результатах их все еще остается только догадываться.

"Я его спросил: как вы отнесетесь к тому, если мы найдем сейчас в Сирии даже вооруженную оппозицию, но готовую противостоять и реально воевать с террористами, с ИГИЛ - как вы отнесетесь к тому, если мы поддержим их усилия в борьбе с терроризмом так же, как поддерживаем сирийскую армию? Он ответил: Отношусь к этому положительно. Мы сейчас думаем над этим и пробуем, если получится, перевести эти договоренности в практическую плоскость", - рассказал Владимир Путин.

Ясно, что этой встречей, во-первых, была зафиксирована позиция самого Асада, как необходимого участника политического процесса, и с этим уже никто всерьез даже не спорит. Во-вторых, были согласованы общие позиции для предстоящих переговоров с Западом, главным образом с США.

Очевидно, что проблема так называемой умеренной оппозиции уже набила оскомину самим американцам. Просто так отказаться от своих мифических выкормышей в Вашингтоне не могут, но и поддерживать их дальше - только позориться. Значит, необходимо скорее определиться с теми, кто сможет стать участниками дальнейших переговоров - остальных же российская авиация будет закапывать в сирийский песок.

"Американцы не хотят, чтобы на этих переговорах был Асад, по понятным причинам. Я их понимаю. Обама и так сделал очень много, изменив подход к Асаду. За остальное его сожрет Конгресс, его сожрут саудовские друзья. И поэтому мы представляем там сейчас Сирию. А чтобы мы представляли Сирию, нам нужно понять, что хочет Сирия, и сделать это через звонки - неправильно. Нужен личный визит и личные переговоры между Асадом и Путиным, чтобы они сели по-мужски, вдвоем и пообщались, где конкретно асадовские красные линии, за что Асад не готов преступать", - отмечает обозреватель отдела мировой политики журнала "Эксперт" Геворг Мирзаян.

Казалось бы, чего проще - признать тот очевидный уже всем факт, что без сирийского Президента проблема Сирии не решаема, и усадив его за стол переговоров, сделать мир возможным. Но, к сожалению, проблемы Запада с Асадом, не сводятся к его личности. Ведь на фоне современных ближневосточных царьков, он - умеренный, светский политик, авторитарный стиль правления которого обусловлен - особенностями доставшейся ему в управление страны, коварством соседей и менталитетом населения. Так что вопрос его соответствия западным демократическим стандартам серьезными людьми даже не обсуждается.

"Не только культурный фактор тут играет роль, тут играет роль и внешние акторы потому что пока кто-то будет делать демократию, может быть, очень хорошо будет делать эту демократию, а-ля западный вариант, а соседи, которые совсем еще не демократы, очень хорошо этим воспользуются и страны не будет. То есть, может, они и захотят – "съесть-то он съест, да кто же ему даст" - это очень сложно, потому что это нужно делать или сразу у всех, - в Саудовской Аравии попробуйте это сделать", - говорит политолог, востоковед Карине Геворгян.

Проблема куда глобальнее, чем просто неприемлемый стиль правления какого-то конкретного лидера. Мир стремительно меняется. Границы, режимы и правила игры, доставшиеся в наследство от XX века, в новом тысячелетии стали условностями. Что говорить о Ближнем Востоке, когда в Европе этот процесс лишь набирает обороты, чтобы там ни твердили о европейском единстве. Югославия, Закавказье, Турция и Восточная Европа с Украиной и Молдавией. Для того, чтобы удержать это процесс от постоянного скатывания к кровопролитию, надо научиться договариваться. Со всеми. И простых решений, типа "все отобрать и поделить" - в нынешней ситуации больше не существует

Нейл Бакли ("Файненшел таймс"): Как вы видите мирный процесс в Сирии и возможно ли разделение Арабской республики?

Владимир Путин: Считаю, что это самый плохой вариант, неприемлемый, и он не приведет к разрешению конфликта, а наоборот, создаст условия для его разрастания и продолжения. Конфликт приобретет тогда перманентный характер. Если разделить Сирию на отдельные части, на отдельные территории, то они неизбежно будут между собой воевать, бесконечно, и ничего хорошего из этого не получится.

Изменения, происходящие в мире, - объективны. Но мировой порядок определяется не причинами, а выгодой. Миром правит тот, кто сумеет обернуть объективные перемены в свою пользу. Последние четверть века, Вашингтон, оставшись на вершине Олимпа в одиночестве, намерено рвал там, где тонко. Удар наносился по всему, что олицетворяло хоть какую то власть, кроме его собственной. Павшие лидеры, взломанные границы - все представлялось в лучшем случае как пережиток прошлого. Стандарты, международное право - все подвергалось демонстративному поруганию. Поэтому сопутствующий хаос не был неприятной неожиданностью - хаос был целью тех, кто возомнил, что их воля и есть единственный для всех закон.

"Раньше американцы были достаточно сильны для того, чтобы проводить свои действия в обход закона. И их силы достаточно было для того, чтобы эти действия были эффективными. Сейчас такого уже нет. Обама уже признал, что больше так больше поступать не может, а значит, нужен некий общий знаменатель, некая универсальная платформа, на основе которой что-то будет делаться, и эта платформа не будет подвергаться сомнениям. В данном случае - это международное право. Если Россия в какой-то степени бежит впереди паровоза, впереди американцев, говоря о том, что в рамках новой системы международных отношений, которые создаются после ухода американцев с поста мирового жандарма, право должно быть некой всеобъемлющей платформой, на основе которой должны проводиться все такого рода действия", - отмечает обозреватель отдела мировой политики журнала"Эксперт" Геворг Мирзаян.

Американцы уже расписались в своем практическом бессилии решать что-либо в одиночку. В этой ситуации еще и признать Асада равноправным партнером по переговорам - это уже выше их сил. И дело здесь не только в Конгрессе и общественном мнении, хотя и это важно. Дело в том, что признав Асада, они вынуждены будут признать и ответственность за тот кровавый след, который оставляли за собой все последние годы, пока не споткнулись о сирийский порог.

Сейчас Вашингтон уже готов договариваться о методах, но Асад за столом переговоров - это удар по их цели и по их идее. Сопротивляясь очевидному, Вашингтон все больше отдает реальную политическую инициативу в руки Москвы, не замечая, как с каждым днем, сам превращается в пережиток прошлого, мешающий всем оперативно решать проблемы и двигаться дальше.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей