Патриарх Кирилл в Якутске освятил памятник просветителю и святому Иннокентию Вениаминову
В Якутии открыт памятник Иннокентию Вениаминову, который в XIX веке долгие годы занимался просвещением жителей Севера. Он же перевёл на якутский язык Библию. Новый мемориал освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Иерей Павел, священник православной церкви в Якутске, после литургии с удовольствием играет на варгане. Павел - коренной якут. Службы для местных прихожан ведет на якутском языке. Те же, кто не знает якутского, обиженными себя все равно не чувствуют.
Валентина Титова, прихожанка: "Мысленно оно все равно прокручивается на нашем языке. Мы все равно все понимаем. И слова божественные проходят в сердце и в душу".
До того, как стать православным священником, Павел исповедовал язычество - коренную религию здешних мест. На него повлияла Библия, переведенная на якутский Иннокентием Вениаминовым, жившим в XIX веке просветителем. Его почитают здесь не только как православного святого, но и как человека, принесшего на якутскую землю книги, знания, письменность.
Памятник Иннокентию Вениаминову в Якутске открыли в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель православной церкви освятил мемориал и призвал людей вспомнить заслуги того, кто всю свою жизнь служил делу просвещения Севера.
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: "Без дорог, без транспорта, без всякой навигации он шел все время вперед, навстречу огромному количеству опасностей. Он остался жив. Сделал свое дело, совершил великую миссию и ныне причислен к лику святых".
Со времен Иннокентия Вениаминова здесь мало что изменилось: появились современные города с инфраструктурой при них. Но дальше - та же бескрайняя тундра. И по сей день находятся люди, которые отправляются в эту тундру нести северу просвещение.
Звонок на урок в кочевой школе. Такие школы - уникальное явление, оно встречается только здесь. Учителя с началом учебного года разъезжаются на стойбища оленеводов и живут там по несколько месяцев, обучая детей математике, литературе, русскому и родному языку.
Родион Никулин, научный сотрудник ФГУ "Институт национальных школ республики Саха": "Обеспечить конституционные права. Вне зависимости от того, где находится ребенок, он должен получить образование".
Учебный год в тундре начинается, в отличие от городов, не 1 сентября, а только с началом октября, когда выпадает снег и намечаются места для зимовий. Здесь громадные расстояния - до ближайшей школы часто приходится лететь несколько часов вертолетом. Поэтому многие отправляют детей на учебный год в районные центры и ждут обратно только на каникулы.