В России c 1 июля повышаются акцизы на алкоголь и штрафы за нарушение правил дорожного движения
С 1 июля дня в России повышаются акцизы на алкоголь. На такой шаг пошли после того, как проблема злоупотребления спиртными напитками приобрела поистине угрожающие масштабы. Но улучшит ли ситуацию рост цен? Вопрос вызвал серьезную дискуссию в обществе.
Вечера на хуторе близ реки Кубани проходят тихо и трезво. На радость местному женсовету народ подобрался непьющий. Правда, в одной приезжей семье, бывало, злоупотребляли, с руганью и скандалами. Пришлось держать ответ перед хуторянами.
Что русскому хорошо - то немцу смерть. Но бывает и наоборот. Вроде бы, пьют в России не больше, чем во многих европейских странах, а проблема куда острее. Там - в основном вино и пиво, здесь - водка и суррогаты. Смертность мужчин трудоспособного возраста. По этому показателю мы хуже, чем Азия и Африка. Впрочем, отмечают статистики, в последние пять лет пить стали меньше. И смертность сразу пошла на убыль. Так что повышение акцизов на водку - мера вполне логичная.
"Повышение акцизов надо приветствовать однозначно. Мера давно назревшая, то есть сразу дает мощный демографический эффект, снижение смертности, ну и заметное пополнение бюджета", - отмечает демограф, доктор исторических наук Андрей Коротаев.
С новыми акцизами бутылка обычной водки будет стоить 150-160 рублей. В следующем году - 190, а в 2014 году - до 250 рублей. Критики повышения цен пугают ростом самогоноварения и потребления суррогатов.
"Самогон будет очень активно конкурировать с легальной водкой и побеждать ее. В социальном плане будет колоссальный проигрыш с тем, что связано с безопасностью, с качеством продукции, со здоровьем населения", - считает эксперт алкогольного рынка Вадим Дробиз.
"Это миф, потому что проводились специальные исследования. Так называемая "паленая водка" вот чисто с медицинской точки зрения приблизительно столь же токсична, как и обычная водка", - утверждает в свою очередь Андрей Коротаев.
Кандидат медицинских наук, профессор Андрей Демин отмечает: "Действующее начало токсическое одно и то же - этиловый спирт. Проблема у нас - в количестве, которое наше население потребляет. Потому что 400 граммов крепкого алкоголя - это смертельная доза, а у нас считается, какой мужик, значит, там бутылку - слабак. А это смертельная доза, понимаете?"
Северная Европа еще в прошлом веке спивалась похлеще России. Теперь на алкоголь здесь жесткая монополия государства. Торгуют спиртным не просто госкомпании, но, по сути, филиалы Минздрава. Только в определенные часы, только в специальных магазинах, только тем, кто старше двадцати. Поэтому, возможно, и покупатели так отличаются от наших завсегдатаев винных очередей.
"На самом деле прибыль у нас небольшая. Смысл не в том, чтобы наживаться на алкоголе. Смысл в том, чтобы снизить ущерб от его потребления. И вот мы уже не самая пьющая нация в Европе, как было сто лет назад", - рассказывает директор магазина Ульф Шедин.
Российский опыт, к примеру, запрет на ночную продажу алкоголя тоже оправдывает, полагают эксперты. Вообще, северные страны в борьбе с пьянством пришли к одним и тем же решениям. Во-первых, государственная монополия и повышение акцизов на крепкий алкоголь. Во-вторых, ограничение доступности спиртного во времени, пространстве и по возрасту. В-третьих, пропаганда трезвости, мода на здоровый образ жизни.
Парки и детские площадки, подъезды и лифты - они, наконец, должны стать зонами, свободными от алкоголя. В Госдуме обсуждают более жесткие штрафы - от 500 до 700 рублей для любителей выпивать в местах, совсем для этого не предназначенных. Еще один шаг, чтобы исправить сложную, но далеко не безнадежную ситуацию.
Изменения ждут с 1 июля и российских автомобилистов. Вступают в силу поправки в Административный кодекс, которые ужесточают ответственность за нарушения правил дорожного движения. Так, за глухую тонировку стекол теперь будут еще и снимать номерные знаки до устранения нарушения.
Среди самых ощутимых мер воздействия - повышение штрафов. Больше придется платить практически за все. Так, остановка или стоянка на трамвайных путях, а также под запрещающим знаком или вопреки предписаниям разметки обойдутся в 1,5 тысячи рублей. Во столько же - выезд на полосу для общественного транспорта. В тысячу рублей - парковка на тротуаре или на пешеходном переходе и ближе чем за 5 метров от него.
Наиболее серьезный штраф – 2 тысячи рублей - предусмотрен за стоянку на проезжей части, если это помешало другому транспорту. В Москве и Санкт-Петербурге вводится повышенный, так называемый "столичный коэффициент". Размер штрафов там фиксированный - 3 тысячи рублей.
И еще одно принципиальное новшество - практически за все вышеперечисленные нарушения автомобиль будут эвакуировать на спецстоянку - за счет владельца. Ценообразование возложено на региональные власти.